Увеличение концентрации одной из молекул в мозгу может изменить «диспозиционную тревожность» — тенденцию восприятия множества ситуаций как угрожающих. Это обнаружили учёные из Калифорнийского университета в Дейвисе (University of California, Davis), исследуя приматов. Молекула нейротрофина-3 стимулирует рост нейронов и создаёт новые связи.
Результаты исследования дают надежду на новые стратегии вмешательства в раннем возрасте для лечения людей, подверженных риску развития тревожных расстройств, депрессии и связанного с ними злоупотребления лекарственными препаратами. Нынешние методы лечения работают только для небольшой группы людей и зачастую только частично снимают симптомы.
«Миллионы людей по всему миру страдают от тяжёлой тревожности и депрессивных расстройств, — говорит Эндрю Фокс (Andrew Fox), доцент кафедры психологии Калифорнийского университета в Дейвисе. — Эти расстройства также являются одной из основных причин инвалидности и временной утраты трудоспособности».
Исследование опубликовано в журнале Biological Psychiatry.
Тревожные расстройства часто возникают в подростковом возрасте и могут продолжать сказываться на человеке всю последующую жизнь. В настоящее время исследователи могут выявить детей, проявляющих крайне тревожный или угнетённый темперамент. Эти дети подвержены риску развития психопатологии, связанной со стрессом, когда повзрослеют.
Истоки исследования уходят корнями в изучение группой учёных около восьми лет назад предподростковых макак-резусов. Тогда исследователи впервые увидели молекулярные изменения в миндалевидном теле — области мозга, играющей важную роль в эмоциональных реакциях.
Авторы предполагают, что в основе беспокойства в раннем возрасте может лежать изменение процессов в этом регионе. Поэтому исследовательская группа секвенировала РНК из миндалевидного тела для идентификации молекул, связанных с диспозиционной тревожностью и деятельностью миндалевидного тела. В конечном итоге они сузили выбор из потенциальных молекул до одной — нейротрофина-3, и далее изучали её.
Исследователи использовали измененённый вирус для повышения уровня нейротрофина-3 в миндалевидном теле молодых резус-макак. Учёные обнаружили, что увеличение количества нейротрофина-3 в миндалевидном теле приводит к снижению тревожного поведения, связанного с подавленностью, основной причиной риска развития тревожных расстройств у людей в раннем возрасте. В последующих визуализациях мозга обнаружилось, что нейротрофин-3 изменил активность в различных областях мозга, связанных с беспокойством.
Фокс надеется, что другие учёные смогут использовать результаты исследований его группы для улучшения нашего понимания психопатологии. Группа включила в список и другие молекулы, перспективные для изучения этого вопроса.
«Мы только в начале пути. Нейротрофин-3 — первая молекула, показавшая связь с тревожностью у нечеловеческого примата. Это одна из потенциального множества молекул, способных оказывать подобное воздействие. Может быть, их ещё сотни или даже тысячи», — говорит Фокс.