Согласно исследованию, проведённому Университетскими клиниками Кливленда (University Hospitals of Cleveland), некоторые антидепрессанты взаимодействуют с используемым для обезболивания опиоидом — трамадолом, делая его менее эффективным. Этот вывод может объяснить, почему некоторые люди превышают предписанную дозу трамадола, увеличивая риск развития зависимости: прописанная безопасная доза может не обеспечивать должного уровня защиты от боли на фоне приёма антидепрессантов.
Результаты работы опубликованы в журнале Pharmacotherapy.
Исследователи ознакомились со списком медикаментов, принимаемых 152 пациентами в медицинских центрах Университетских больниц Кливленда и Джиоги, эти пациенты принимали предписанный трамадол по меньшей мере в течение 24 часов. Все участники исследования были госпитализированы или находились под наблюдением. Участникам, принимавшим антидепрессанты «Прозак» (флуоксетин), «Паксил» (пароксетин) и «Веллбутрин» (бупропион), требовалось в три раза больше обезболивающих препаратов в день для контроля «прорывающейся» боли в течение дня по сравнению с пациентами, не принимавшими эти антидепрессанты.
«Как показал вторичный анализ, в итоге потребовалось в четыре раза больше препарата за всё их пребывание в больнице», — говорит Дерек Фрост (Derek Frost), фармацевт и ведущий автор исследования.
Предыдущие исследования с участием здоровых добровольцев показали влияние на показатели крови при сочетании трамадола с этими конкретными антидепрессантами. Тем не менее, это первое исследование, документирующее последствия для пациентов такого взаимодействия в реальных клинических условиях.
«Мы знали, что существует теоретическая проблема, но не знали, что это значит для обезболивания пациентов, — говорит Фрост. — Обезболивающее действие трамадола основано на активации фермента CYP2D6. Этот фермент может быть ингибирован препаратами, являющимися сильными ингибиторами CYP2D6, такими как флуоксетин, пароксетин и бупропион».
«Эти лекарства весьма распространены, — говорит он. — Они входят в список 200 лучших рецептурных препаратов. Кроме того, хроническая боль, депрессия и тревога идут рука об руку. Многие хронические больные принимают антидепрессанты, в основном селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, в которые входят многие из ингибиторов CYP2D6. Вероятность, что на пациента будут действовать эти провоцирующие факторы, относительно высока».
К счастью, по словам Фроста, для этой проблемы есть относительно простое решение.
«Есть много других антидепрессантов, входящих в тот же класс лекарств, но не ингибирующих этот конкретный фермент, например «Золофт» (сертралин), «Селекса» (циталопрам) и «Лексапро» (эсциталопрам), — пояснил фармацевт. — Есть также другие варианты обезболивания — неопиоидные нестероидные противовоспалительные препараты. Если нужно будет воспользоваться опиоидами, то избежать этого взаимодействия поможет предписание морфина или оксикодона. Пациентам, страдающим и хронической болью, и депрессией с тревожностью, следует помнить, что подобное взаимодействие существует».
На заметку
В некоторых странах (например, Украина, Беларусь), в отличие от России, где трамадол входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, это лекарство включено в списки наркотических средств, употребление и распространение которых либо запрещено, либо жёстче регулируется. В частности, при пересечении границы Беларуси, россиянам, имеющим при себе препараты, содержащие трамадол, обязательно, во избежание серьёзных неприятностей, иметь при себе также и подтверждающие их назначение медицинские документы.