При использовании ингибиторов АПФ для понижения кровяного давления увеличивается риск рака лёгких, по сравнению с применением другой группы гипотензивных препаратов — блокаторов рецепторов ангиотензина. К такому выводу пришли авторы исследования, результаты которого опубликованы в журнале The BMJ.
Риск особенно высок среди людей, использующих ингибиторы АПФ более пяти лет, утверждают учёные.
Хотя риск для отдельных пациентов невысок, но ингибиторы АПФ назначаются очень часто, так что, по словам исследователей, эти слабо выраженные относительные эффекты могут превратиться в большое абсолютное число пациентов, подвергающихся риску рака лёгких.
Примеры ингибиторов АПФ, представленных на рынке: каптоприл («Капотен», «Катопил»), эналаприл («Берлиприл», «Рениприл», «Энам»), рамиприл («Эгипрес», «Рамазид Н»), фозиноприл («Фозинап», «Фозикард», «Моноприл»).
Есть свидетельства, что ингибиторы АПФ могут повысить риск развития рака лёгкого за счёт накопления в лёгких некоторых веществ, распад которых замедляют, в частности — брадикинина. Эти химические соединения обнаруживаются в лёгочных тканях, поражённых раком, причём брадикинин может непосредственно стимулировать разрастание раковой опухоли в лёгком.
Однако ранее проводившиеся исследования связи применения ингибиторов АПФ с возникновением рака лёгкого были ограничены по масштабу и показывали противоречивые результаты.
Чтобы лучше понять природу гипотетической связи, исследователи во главе с профессором Лораном Азулай (Laurent Azoulay) в Университете Макгилла (McGill University) в Канаде проанализировали британские данные о первичной медико-санитарной помощи, оказанной почти миллиону пациентов, начавших принимать новый гипотензивный препарат с 1995 по 2005 годы.
Исследовались данные о пациентах старше 18 лет, ранее не болевших раком. За ними наблюдали в течение, в среднем, 6,4 лет. За это время были выявлены 7952 случаев рака лёгких (1,3 на 1000 человеколет).
Приняв в расчёт факторы, которые могли повлиять на результаты, в том числе возраст, пол, индекс массы тела, отношение к курению и алкоголю и историю лёгочных болезней, учёные выяснили, что применение ингибиторов АПФ на 14% чаще коррелирует с увеличением риска рака лёгких, чем использование блокаторов рецепторов ангиотензина (1,6 против 1,2 случаев на 1000 человеколет).
Связь с раком лёгкого выявилась после пяти лет использования ингибиторов АПФ, и её случаи участились при большей продолжительности их применения, особенно среди пациентов, применявших эти препараты более десяти лет (риск больше на 31%).
Учёные полагают, что их выводы необходимо проверить в других условиях — в частности, с участием пациентов, принимавших ингибиторы АПФ более продолжительное время.
Это обсервационное исследование, так что из него нельзя сделать никаких выводов о причинно-следственной связи; авторы работы не исключают возможность влияния на результат неизмеренных факторов, таких как социоэкономические различия, питание и семейная история рака лёгкого.
Резюмируя сказанное, авторы нового исследования пришли к выводу, что использование ингибиторов АПФ может быть связано с увеличением риска рака лёгкого. Они призывают провести дополнительные исследования с долгосрочным отслеживанием динамики, чтобы определить, как эти лекарства влияют на риск развития рака лёгкого.
В редакционной статье доцент Дирдре Кронин Фентон (Deirdre Cronin Fenton) с кафедры клинической эпидемиологии Орхусского университета (дат. Aarhus Universitet) утверждает, что, хотя относительное увеличение частотности рака на 14% может не претвориться в высокий абсолютный риск, «эти результаты важны в связи с распространённостью использования ингибиторов АПФ в мире».
По её словам, для отдельного пациента следует соизмерять риск рака лёгких с увеличением продолжительности жизни, благодаря использованию ингибиторов АПФ.
«Теперь нужны дальнейшие исследования с долгосрочным отслеживанием динамики, чтобы убедиться в долгосрочной безопасности этих лекарств», — полагает Кронин Фентон.