Тему копирайта в науке широко обсуждают с прошлого года — с тех пор, как СМИ по всему миру написали о проекте Sci-Hub. Некоторые обвиняют крупные издательства в том, что те фактически присваивают труд учёных, зарабатывают на этом кучи денег и, разумеется, всеми средствами защищают «авторские» права. Но это не предел предпринимательской изобретательности: создатель медицинского опросника постфактум требует тысячи долларов у исследователей, которые рискнули использовать его в своей работе. Некоторые «пострадавшие» не знали, что должны приобрести лицензию, другие просили разрешения, но не дождались ответа. Получив письмо от обладателя авторских прав, они сталкиваются с выбором: заплатить большие деньги или отозвать статью из журнала.
Об этой истории впервые написали в блоге Retraction Watch. Retraction Watch посвящён мрачной стороне исследовательской работы и рассказывает об отзывах статей из научных журналов. Как правило, причиной тому становится нечистая совесть самих учёных: одних ловят на нарушении этики, других на плагиате, третьих — на использовании Фотошопа. Поэтому когда редакторы обнаружили, что одну из работ отозвали просто потому, что авторы использовали опросник, защищённый копирайтом, они заинтересовались. Вскоре выяснилось, что этот случай далеко не единственный — создатель опросника требовал лицензионное вознаграждение у сотен учёных, и в результате как минимум две группы отозвали свои работы.
Дональд Мориски (Donald Morisky) и его коллеги разработали шкалу оценки приверженности лечению (Eight-Item Morisky Medication Adherence Scale, MMAS-8) — 8 вопросов, которые позволяют оценить, насколько хорошо пациент соблюдает рекомендации врача. Это не единственный подобный инструмент, однако он стал довольно популярным после того, как в 2008 году прошёл процедуру валидации. Свои исследования Мориски проводил на государственные деньги, что не помешало ему зарегистрировать авторские права на MMAS-8 — в США это разрешено законом. С юридической точки зрения Мориски и его коллега Стив Трубоу (Steve Trubow), который занимается сбором платежей, не делают ничего необычного. Но притязания учёного и методы, которыми он пользуется, выделяют его на фоне остальных. «Необычно, что он требует столько, сколько требует», — говорит Курт Гайзингер (Kurt Geisinger), директор Центра тестирования имени Буроса (Buros Center for Testing) при Университете Небраски в Линкольне (University of Nebraska—Lincoln), который занимается оценкой опросников. По его словам, многие учёные отказываются от денег, когда разработанные ими инструменты используют для исследований.
Чтобы проиллюстрировать, как ситуация выглядит со стороны, редактор Retraction Watch рассказывает историю женщины-учёного (по совету адвоката она не разглашает своё настоящее имя). Будучи студенткой, она написала Мориски и попросила разрешения использовать MMAS-8 в своей работе. Не получив ответа, женщина всё же рискнула применить шкалу и опубликовать статью. Через несколько дней после публикации с ней связался создатель опросника — он требовал заплатить взнос в размере 6500 долларов. Когда исследователь призналась, что таких денег у неё нет, и предложила 200 долларов, Мориски и Трубоу сообщили, что «передадут дело своему юристу».
В комментариях к статье на Retraction Watch впечатлениями поделились и другие «пострадавшие». Один из них рассказал, что вместе с коллегами использовал MMAS-8 в ходе исследований по эпидемиологии. Когда несколько лет спустя исследователи решили опубликовать некоторые изыскания того периода, они узнали, что должны получить лицензию. Учёные связались с Трубоу, и тот назвал цену в 500 долларов. Поскольку исследования проводились без грантов, члены научной группы уговорили университет вычесть эти деньги из своих зарплат. Когда пришла пора оплаты, цена внезапно поднялась до 2000 долларов.
Мориски утверждает, что взялся за нарушителей авторских прав не сразу — по его словам, MMAS-8 более миллиона раз использовали совершенно бесплатно. Учёный уверен: копирайт гарантирует, что опросник будут использовать правильно. Мориски и Трубоу тщательно следят за тем, чтобы созданный ими инструмент никому не навредил. Недавно им даже удалось добиться отзыва одной из научных работ: они заявили, что исследователи скачали из интернета «фальшивую» версию MMAS-8 и неправильно подсчитали баллы, и в результате отнесли пациентов, строго соблюдающих рекомендации в группу «не приверженных к лечению» и наоборот.
По словам Трубоу, с тех, кто использует опросник незаконно, он пытается взыскать 1200—1500 долларов. Однако на практике эта сумма сильно варьируется — кто-то говорит о 750 долларах, кто-то о 2000. Иногда учёным проще отозвать статью, чем заплатить. Например, исследователи из Малайзии, получив письмо от Мориски, в течение нескольких часов убрали работу из журнала International Journal of Integrative Medical Sciences. Другая группа планирует «вырезать» из статьи данные MMAS-8 и отправить её издателю повторно.
Можно избежать головной боли, если использовать менее популярные тесты или разработать свои. Однако многие не подозревают о том, что им нужна лицензия или игнорируют письма Мориски — так что учёный не скоро останется без дополнительного источника дохода. Впрочем, по словам Трубоу, создатель MMAS-8 собирается изменить стратегию и взимать плату не с отдельных учёных, а с организаций. Мориски будет продавать лицензии больницам и фармкомпаниям по цене в несколько тысяч долларов каждая.