Развитие речи начинается в утробе матери

Катлин Густафсон, доцент кафедры нейрологии в Центре нейровизуализации Хогладна (справа) с будущей матерью в эмбриональном биомагнитометре.

Группа исследователей из Канзасского университета (University of Kansas) при помощи разработанной медицинским центром этого университета неинвазивной сенсорной технологии доказала, что плоды ещё в утробе матери способны различать речь на разных языках. Ведущий автор говорит, что результаты эксперимента, опубликованные в журнале NeuroReport, внесут весомый вклад в изучение внутриутробного развития.

Утако Минай (Utako Minai), доцент лингвистики и глава команды исследователей, сообщила: «Имеются результаты работ, показавших, что развитие речи начинается очень рано — возможно, уже через несколько дней после рождения. Было доказано, что младенцы нескольких дней от роду уже чувствуют ритмическую разницу между языками. Ранее это отслеживали по переменам в поведении младенца, например, как и насколько менялась частота сосания пустышки, когда один язык сменялся другим, с иным ритмом».

Минай отметила: «Эти результаты заставили задуматься: когда именно возникает чувствительность к ритмам языка; может быть, ещё до рождения? Плоды в матке слышат звуки снаружи, включая речь. Конечно, звуки приглушены, но ритм речи сохраняется, и плод чувствует его отчётливо».

Минай пояснила, что ранее уже проводились исследования, по результатам которых предположили, что плоды различают языки по ритмическому рисунку, но ещё никто не применял для этой цели аппарат под названием магнитокардиограф (МКГ), который находится в Центре нейровизуализации Хогланда (Hoglund Brain Imaging Center) в Медицинском центре при Канзасском университете.

«В прежних исследованиях использовали ультразвук, чтобы определить по сердцебиению, узнают ли плоды изменения в речи, — объяснила Минай. — На двух разных языках говорили два разных человека. Обнаружилось, что плоды реагируют на разную речь, но было до конца неясно, действительно ли это реакция на разные языки, или на двух разных говорящих. Поэтому мы решили убрать этот фактор, и в нашем исследовании на разных языках говорил один и тот же человек».

При помощи МКГ были исследованы двадцать четыре женщины приблизительно на восьмом месяцев беременности.

Доцент кафедры нейрологии в Медицинском центре Хогланда Катлин Густафсон (Kathleen Gustafson), соавтор исследования, сказала: «У нас находится один из двух имеющихся в США специальных эмбриональных биомагнитометров. Прибор располагают над животом беременной, и он регистрирует мельчайшие магнитные поля, окружающие электрические потоки тел женщины и плода».

В это входят, по словам Густафсон, сердцебиение, дыхание и движения тела. Она сказала: «Биомагнитометр более чувствителен, чем ультразвук, к переменам в ритме сердцебиения. Разумеется, сердце слышать не может, но когда ребёнок реагирует на изменение речи изменением сердечного ритма, это значит, что откликом управляет мозг».

Именно этот факт и подтвердило исследование.

«Мозг плода очень быстро развивается и формирует нейронные связи, — рассказывает Густафсон. — Внутри матки довольно шумно. Плод слышит звуки кишечника матери, её сердцебиение и голос, а также звуки, доносящиеся снаружи. Без звуков слуховая кора не получала бы достаточно стимулов для правильного развития. Наше исследование доказывает, что отчасти это развитие связано с языком».

Минай записала речь человека, владеющего двумя языками, японским и английским, которые последовательно были воспроизведены для плода. Английский и японский обладают различным ритмом: английский обладает динамичной ритмической структурой, напоминающей азбуку Морзе, структура японского более размеренная.

Частота сердцебиения плода менялась, когда плод слышал язык с незнакомым ритмом (японский) после английского, и не менялась, если подряд шли две записи английской речи.

«У нас получились отличные результаты с хорошей статистикой, — сказала Минай. — Результаты показывают, что развитие речи действительно может начинаться в утробе матери. Плоды ещё до рождения настраиваются на язык, который будет звучать вокруг них, основываясь на сигналах речи, поступающих снаружи. Пренатальная чувствительность к ритмическим свойствам языка может обеспечивать детей основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие речи».

«Мы полагаем, что это замечательное открытие, которое пойдёт на пользу научным исследованиям языка. Мы также видим потенциальное его применение в других областях науки».

Анна Керман :