Новое исследование продемонстрировало, что, поменяв точку приложения действия нового препарата, можно — по крайней мере, теоретически — повлиять на болезнь Альцгеймера.
Ранее учёные уже обнаружили два критически важных этапа образования бета-амилоидного белка, формирующего амилоидные бляшки у пациентов с болезнью Альцгеймера. Теперь исследователи занялись изучением возможных способов разрушения биохимического процесса превращения белка-прекурсора бета-амилоида в финальную токсичную форму.
Последним протестированным препаратом стало средство BACE1, «разрезавшее» белок-предшественник. Однако, как оказалось, применение препарата сопровождается серьёзными нежелательными эффектами. В частности, BACE1 нарушает синтез миелина, белка, защищающего нервные клетки.
Профессор психиатрии Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) и исследователь болезни Альцгеймера Вайхонг Сонг (Weihong Song) обнаружил, что, изменив место «разреза» белка, может помочь в достижении терапевтической цели и одновременно уменьшить количество нежелательных последствий. Работа Сонга была основана на открытии двух редких мутаций: первую обнаружили у итальянцев, страдающих ранней формой болезни Альцгеймера, вторую — у жителей Исландии, у которых наступление заболевания оказалось отсроченным. Исследователи заинтересовались диаметрально противоположным действием мутаций, поскольку они обе влияли на одну и ту же точку молекулярной цепи белка-прекурсора, меняя 1 из 770 входящих в его состав аминокислот на другую.
Как сообщается в статье, опубликованной в издании Journal of Neuroscience, одной группе мышей учёные под руководством профессора Сонга ввели вирус, содержащий «итальянскую» мутацию, в то время как другие животные получили «исландскую» версию вируса. Дальнейшее исследование показало, что замена аминокислоты влияла на то, в каком месте белок-предшественник «разрезался». «Исландская» мутация приводила к формированию укороченной молекулы бета-амилоида. Такой амилоид не становился «липким» и не был способен к образованию бляшек. Напротив, «итальянская» мутация способствовала синтезу удлинённой версии бета-амилоида, более «липкой» и легко превращающейся в бляшку.
Получилось, что всё это — вопрос места. Одна мутация приводила к появлению разрывов в одной точке молекулярной цепи, а другая — в другой. Но итоговое снижение уровня токсичного белка может превратиться в годы продуктивной жизни до момента наступления когнитивных нарушений.
«Если нам удастся изменить место приложения «ножниц» BACE1, точку, где препарат «разрезает» белок-предшественник, мы получим высокоточный способ замедления формирования бляшек, не оказывающий влияния на другие процессы, — поясняет профессор Сонг. — Это даёт нам новую цель в поисках лекарства — вместо дубины мы хотим дать врачам нечто, больше похожее на скальпель».