Практика медитации обретает всё большую популярность на Западе. Многие используют её, чтобы справиться с повседневными стрессами, расслабиться и, что называется, «успокоить нервы». В то же время некоторые врачи и психологи рекомендуют медитацию людям, страдающим от чувства тревоги, пониженного настроения и других симптомов депрессии. Предположительно, медитация — сама по себе или в сочетании с психо- или фармакотерапией — может помочь справиться с депрессиями, посттравматическими расстройствами и тому подобными проблемами. Принято считать, что медитация безопаснее, чем таблетки, ведь она не вызывает побочных эффектов, привыкания и зависимости. Однако, по данным нового исследования, всё совсем не так радужно.
Авторы работы, результаты которой были опубликованы в издании PLOS ONE, решили сосредоточиться именно на отрицательных последствиях медитации, ведь положительные были неоднократно описаны как в популярной, так и в научной литературе. Интересно, что в религиозной литературе, в частности, в записях тибетских буддистов и адептов дзен-буддизма, упоминания о болезненных и неприятных последствиях медитации встречаются довольно часто, для них даже существуют специальные термины. Представители тибетской ветви называют такие эффекты nyams, а дзен-буддисты — makyō.
«Многие эффекты медитации хорошо известны. Некоторые практикующие начинают внимательнее относиться к своим мыслям и эмоциям, чувствуют себя спокойнее и в целом улучшают своё качество жизни, — рассказывает ведущий автор исследования Джаред Линдал (Jared Lindahl) из Центра гуманитарных наук Когут (Cogut Center for the Humanities) Университета Брауна (Brown University). — Но спектр возможных воздействий медитации гораздо шире. Как именно практика повлияет на конкретного человека, зависит от ряда личностных и интерперсональных особенностей, а также от факторов окружения».
В рамках исследования учёные опросили около 100 человек. Среди опрошенных были как те, кто просто практиковал медитацию, так и преподаватели этой практики. В работе приняли участие представители трёх основных ветвей буддизма: тибетского, тхеравады и дзен-буддизма.
Учёные опросили всех добровольцев, закодировали варианты ответов и обработали с использованием качественных методов анализа. В работе также использовались критерии причинности, применяемые Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA).
Все добровольцы отметили, что неоднократно сталкивались с непредвиденными последствиями медитации, например, с гиперчувствительностью к свету или звуку, нарушениями сна, появлением непроизвольных движений, нарастающим чувством тревоги, страха или паники или с потерей эмоций. Продолжительность таких нежелательных эффектов была различной — от нескольких дней до месяцев и десятилетий. С «побочными эффектами» медитации 29% опрошенных столкнулись уже в первый год практики, а за 10 лет занятий доля переживших те или иные нежелательные последствия медитации увеличилась до 45%.
В интервью упоминались и ситуации, когда само ощущение, появившееся в результате медитации, было желательным, но слишком сильным или продолжительным, что в итоге приводило к возникновению чувства беззащитности или растерянности. А результаты медитаций, проводившихся во время ретритов, могли ухудшить работоспособность после окончания ретрита и возвращения к обычной жизни. «Опыт, являющийся позитивным и желательным в одной ситуации, может стать бременем в другой», — поясняет Линдал.
Учёные отметили, что одна и та же практика у разных людей могла привести к совершенно разным результатам. По-видимому, на то, каким будет эффект от медитации, влияет множество различных факторов — личностных, межличностных и внешних. При этом конкретные причины возникновения нежелательных последствий авторам новой работы установить не удалось. Однако исследователи выразили надежду, что, если в будущем это будет сделано, появится и возможность изменить подходы к преподаванию медитации таким образом, чтобы уменьшить частоту «побочных эффектов» и облегчить состояние тех, кому пришлось с ними столкнуться.