Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) собирается, в соответствии со своими планами, к 2020 г. взять под контроль или полностью победить сонную болезнь, болезнь Шагаса и другие старые тропические заболевания. На встрече, которая состоялась в среду в Женеве, представители ВОЗ уделили внимание целям, поставленным в дорожной карте «забытых» тропических болезней (Neglected Tropical Diseases Roadmap) и рассказали о достижениях последнего десятилетия в этой области.
В 2015 г. лечение по поводу тропических болезней получили около 1 млрд пациентов. Как сообщается в новом отчёте ВОЗ, эти заболевания ослепляют, калечат, уродуют и делают инвалидами сотни миллионов человек по всему миру.
Ещё один повод для гордости: в 2016 г. на планете было зарегистрировано всего 25 случаев дракункулёза (ришты), паразитарного заболевания, передающегося через заражённую воду. 114 млн пациентов с другим паразитарным заболеванием, онхоцеркозом, прошли лечение — необходимую помощь получили более 60% заболевших.
«К 2030 г. (эти) болезни могут стать частью истории, — сказал доктор Дирк Энгельс (Dirk Engels), руководитель департамента «забытых» тропических заболеваний ВОЗ. — В целом я могу сказать, что нам уже удалось достичь заметного прогресса».
Риск заболеть «забытыми» тропическими инфекциями выше у бедняков, живущих в отдалённых сельских районах, городских трущобах или зонах военных конфликтов. Вода в таких регионах часто небезопасна для питья, а санитарно-гигиенические условия и условия проживания оставляют желать лучшего.
Немного истории
В 2007 г. группа партнёров, собранная ВОЗ, согласилась взяться за решение проблемы тропических инфекций. Через год ВОЗ опубликовала Глобальный план по борьбе с «забытыми» тропическими болезнями (Global Plan to Combat Neglected Tropical Diseases). Приблизительно в то же время была опубликована Лондонская декларация по «забытым» тропическим болезням (London Declaration on Neglected Tropical Diseases), разработанная для того, чтобы помочь партнёрским организация достичь обозначенных целей.
«Это сочетание оказалось чрезвычайно мощным и конструктивным, — пояснила доктор Джули Якобсон (Julie Jacobson), эксперт в области тропических болезней и представитель Американского общества тропической медицины и гигиены (American Society of Tropical Medicine & Hygiene). — Если посмотреть на отчёты до публикации плана в 2008 г. и после неё, то можно увидеть, как процесс достижения целей по борьбе с тропическими заболеваниями стал описываться словами «ежегодное увеличение количества охваченных людей и стран, достигших свои целей». До появления плана ВОЗ эти же показатели представлялись как «практически безрезультатные».
Подтверждено, что в 9 странах на национальном уровне уничтожается филяриатоз лимфоузлов, также известный как слоновая болезнь или элефантиаз. Это заболевание переносится москитами и вызывает аномальное разрастание конечностей и гениталий. ВОЗ также сообщает, что с момента запуска инициативы профилактику филяриатоза прошли 556 млн человек.
«Вы знаете, что мы не планируем достичь всех целей к 2020 г., — добавила Якобсон, — но ощутимый прогресс, обеспечиваемый совместными усилиями по всему миру, весьма впечатляет».
5 вмешательств
В дорожной карте ВОЗ с целью установления контроля над тропическими болезнями рекомендует проведение 5 вмешательств. Первые два — превентивная фармакотерапия и инновационное управление заболеваниями — доктор Энгельс отнёс к медицинским, поскольку оба они предполагают непосредственную работу с пациентами.
«Существуют болезни, которые можно вылечить, только если терапия начнётся при появлении первых симптомов. Это, например, трипаносомоз и лейшманиоз», — пояснил Энгельс.
Болезнь Шагаса или американский трипаносомоз — это инфекционное заболевание, способное вызывать, например, острую сердечную недостаточность, приводящую к летальному исходу. Оно передаётся через заражённую пищу, при помощи насекомых, а также множеством других способов.
Висцеральный лейшманиоз или лихорадка дум-дум повреждает внутренние органы, в то время как кожный лейшманиоз приводит к появлению язв и шрамов на лице. Обе формы заболевания переносятся самками москитов.
Основная цель медицинских вмешательств — своевременная помощь пациентам.
«Существует также группа заболеваний, для которых возможно превентивное лечение, — пояснил доктор Энгельс. — Общее правило в этом случае таково: пока у вас внутри лишь несколько червей, вы чувствуете себя хорошо. Но стоит им размножиться, появятся проблемы, и разовьётся болезнь. Поэтому такие заболевания как элефантиаз или шистосомоз, аскаридоз и трахома можно предупреждать, регулярно давая пациентам дозу безопасного препарата. И тогда количество паразитов никогда не достигнет той отметки, после которой начинаются проблемы со здоровьем».
Трахома — это инфекция, приводящая к слепоте, заразиться ею можно при контакте с выделениями из глаз или носа больного. Трахома — самая распространённая в мире инфекционная причина слепоты. За последние 10 лет, как сообщается в отчёте ВОЗ, в Омане, Марокко и Мексике с трахомой удалось справиться в достаточной степени, чтобы вычеркнуть это заболевание из национальных списков болезней, представляющих угрозу общественному здоровью. За то же время более 185 тыс. пациентов с трахомой перенесли хирургическую операцию по поводу своего заболевания.
При помощи медицинских вмешательств, как объяснил доктор Энгельс, «вы можете лечить целые сообщества или сосредоточиться на конкретных группах пациентов, например, на детях школьного возраста. Помощь может оказываться через систему образования, а если вы продолжите их лечить, у них никогда не появятся симптомы болезни».
«Нашими успехами мы во многом обязаны помощи от частного сектора», — отметил Энгельс, добавив, что фармкомпании передали в дар препараты для лечения «забытых» тропических болезней.
Помимо двух медицинских вмешательств, в документе ВОЗ фигурируют три вспомогательных интервенции: контроль над переносчиками заболевания, ветеринарный надзор и обеспечение водой и санитарно-гигиеническими условиями. Все три вмешательства, по мнению доктора Энгельса, «предотвращают распространение заболеваний на фундаментальном уровне» и «работают с истинными причинами «забытых» тропических болезней». Бедняки не просто живут в некомфортных условиях. Дома часто располагаются в непосредственной близости от мест, где содержатся животные. Люди живут, не имея доступа к чистой воде и канализации, в местах, буквально кишащих инфекционными агентами и паразитами. Эффективной профилактической мерой в этом случае может быть улучшение системы водоснабжения или постройка домов более высокого качества.
«В этом мы рассчитываем на новую среду разработки, — рассказал доктор Энгельс. — Всемирный банк (The World Bank) создал среду для инфраструктуры и социального развития». По мнению Энгельса, «забытые» тропические болезни могут быть использованы как «механизм борьбы с бедностью». Если инвестиции будут направлены «в приоритетном порядке в беднейшие регионы, мы можем предположить, что (тропические) болезни будут побеждены или практически побеждены к 2030 г.».
Прогнозы доктора Энгельса — это не просто мечты. Они подкреплены вполне конкретными цифрами. В 2015 г. в Северной и Южной Америке было зарегистрировано всего 12 случаев смерти от бешенства. ВОЗ также отметила, что случаев сонной болезни в 2015 г. было всего 3 тыс. — это намного меньше, чем в 1999 г., когда в мире насчитывалось около 37 тыс. заболевших.
Якобсон, однако, обеспокоена существованием сложностей, способных затруднить внедрение улучшений. «Зоны (вооружённых) конфликтов — это узкие места на пути прогресса», — пояснила доктор. Однако, по её мнению, у Южного Судана «ещё есть надежда». Страна объявила независимость от Судана в 2011 г. После двух лет мирной жизни Южный Судан стал плацдармом для внутренних конфликтов и гражданской войны. Как рассказала Якобсон, «Южный Судан был вполне успешен в борьбе с дракункулёзом». И, основываясь на уже сделанном, можно предположить, что у этого государства есть возможности добиться большего.
По мнению Якобсон, «политическая воля продвинуться в нужном направлении, вложив ресурсы и время» является ключевым фактором победы над «забытыми» тропическими болезнями.
Хотя такая цель может казаться недостижимой или почти недостижимой, выиграть достаточно просто, полагает Якобсон, ведь все эти заболевания излечимы, существуют и эффективные меры по их профилактике. В действительности, общественное здравоохранение может взять тропические болезни под контроль, стоит только осознать, что ресурсы для этого уже есть — для лечения многих таких заболеваний имеются лекарства, переданные в дар фармкомпаниями. «Я думаю, если бы это стало ясно, многие министры финансов были бы в восторге», — добавила Якобсон.
В отчёте ВОЗ также сообщается, что в период до 2020 г. предстоит решить две проблемы. Первое из затруднений может быть связано с уничтожением путей передачи «забытых» тропических болезней. Второе — с доставкой медицинской помощи пациентам, живущим с такими заболеваниями.
Особое беспокойство у доктора Энгельса вызывают три болезни. Одна из них, фрамбезия, хроническая бактериальная инфекция, поражающая преимущественно кости и кожу. «Мы думали, что в случае с фрамбезией достигнем большего, — пояснил доктор. — И, в основном, потому что медикаментов для лечения этой болезни пожертвовано не было».
Вторым заболеванием, упомянутым Энгельсом, стал кожный лейшманиоз. «Прогресс в борьбе с висцеральным лейшманиозом, другим заболеванием, значителен. Цели по уничтожению этой смертельно опасной болезни в Индии были достигнуты на 82%, в Бангладеш на 97% и в Непале на 100%. Кожный лейшманиоз не убивает, но он калечит», — рассказывает Энгельс, добавляя, что в результате этой болезни развивается психическое расстройство, и больных часто стигматизируют: «Здесь мы можем сделать намного больше, и основной проблемой по-прежнему остаётся предоставление доступа к медикаментам, к доступным медикаментам».
Третьей проблемой доктор Энгельс назвал болезнь Шагаса, передающуюся многими способами. В частности, Энгельс отметил, что необходимо научиться контролировать передачу заболевания от матери к ребёнку и разработать лекарственные средства.
«У нас всё ещё есть пробелы, — добавил Энгельс. — Я надеюсь, что за следующие несколько лет мы сможем их заполнить».