Чтобы отличить болезнь Паркинсона от заболеваний с похожей симптоматикой, пациенты сейчас вынуждены проходить болезненную и не вполне безопасную процедуру забора спинномозговой жидкости. Однако, по мнению авторов исследования, опубликованного в издании Neurology, на смену поясничной пункции в будущем может прийти обычный анализ крови. При этом точность результатов обследования не изменится.
Болезнь Паркинсона характеризуется тремором, скованностью и замедлением движений, а также проблемами с координацией и балансированием при ходьбе. К менее очевидным проявлениям заболевания относятся депрессия, бессонница и повышенная утомляемость. Но существует ряд неврологических заболеваний, которые по симптоматике очень похожи на болезнь Паркинсона, однако таковой не являются. Их объединяют под названием «атипичного паркинсонизма». Характерные «паркинсонические» симптомы в этом случае рассматривают, как синдром, то есть, как совокупность признаков, которая может развиться вследствие различных заболеваний.
«Отличить болезнь Паркинсона от атипичного паркинсонизма, особенно на ранних стадиях заболевания, очень сложно. Особенно если с пациентом работает не врач-невролог, специализирующийся на двигательных нарушениях», — рассказывает ведущий автор исследования доктор Оскар Ханссон (Oskar Hansson), невролог, доцент Лундского университета (швед. Lunds universitet) в Швеции.
Однако правильная диагностика крайне важна, поскольку атипичный паркинсонизм обычно прогрессирует значительно быстрее и протекает тяжелее, чем болезнь Паркинсона. При этом на лечение стандартными противопаркинсоническими препаратами пациенты с атипичным паркинсонизмом обычно не реагируют.
Чтобы упростить процесс постановки диагноза, доктор Ханссон и его коллеги разработали специальный анализ крови. По сути он представляет собой модификацию существующего анализа спинномозговой жидкости. И в том, и в другом случае анализируется концентрация лёгких цепей нейрофиламентов, трубочек, составляющих скелет нейронов. При массовой гибели нервных клеток нейрофиламенты высвобождаются и могут быть обнаружены в спинномозговой жидкости, а также, как продемонстрировало новое исследование, в крови пациента.
Чтобы проверить гипотезу, учёные набрали 244 участника с болезнью Паркинсона и 181 участника с атипичным паркинсонизмом. Ещё 79 здоровых добровольцев составили контрольную группу.
Своим названием болезнь Паркинсона обязана французскому неврологу Жану Шарко (фр. Jean-Martin Charcot). Он предложил назвать её в честь британского врача и автора «Эссе о дрожательном параличе» Джеймса Паркинсона (James Parkinson), чей труд не был должным образом оценён при жизни.
Во второй подгруппе оказались пациенты с множественной системной атрофией, прогрессирующим надъядерным параличом и кортикобазальной дегенерацией. Концентрация лёгких цепей нейрофиламентов в крови членов второй подгруппы оказалась достоверно выше, чем в крови остальных участников исследования.
При этом точность нового теста оказалась сопоставима с точностью анализа спинномозговой жидкости. Он позволил отличить болезнь Паркинсона от атипичного паркинсонизма, в том числе, у пациентов, находившихся на ранних стадиях заболевания.
Доктор Ханссон надеется, что в будущем новый анализ крови станет стандартной диагностической процедурой, которая будет проводиться, в том числе, пациентам, не демонстрирующим типичных симптомов или не отвечающим на стандартную терапию.