Противовирусный эффект умифеновира (в России препарат распространяется под торговой маркой «Арбидол») впервые удалось объяснить. Группа учёных из Исследовательского института Скриппс (The Scripps Research Institute, TSRI) обнаружила, что молекулы умифеновира препятствуют проникновению вируса в клетки организма, прикрепляясь к рецепторным карманам вирусных частиц.
«Это очень интересная молекула, и теперь мы точно знаем, к чему она присоединяется и как работает, — рассказывает ведущий автор исследования Иан Уилсон (Ian Wilson), руководитель отделения интегративной, структурной и вычислительной биологии и сотрудник Института химической биологии Скаггса (The Skaggs Institute for Chemical Biology) при институте Скриппс.
Результаты работы опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
Уминофевир, препарат для лечения гриппа производства российской компании Фармстандарт, в настоящее время продаётся в России и Китае. В США он проходит IV фазу клинических испытаний (об этом сообщает ScienceDaily, однако на сегодняшний день, 13 января 2017 года, на ClinicalTrials.gov находится лишь одно исследование, но оно проводится не в США, а в Саратове, и статус его неизвестен. — Прим. XX2 ВЕК).
Считается, что средство эффективно в отношении многих штаммов вируса гриппа. Это даёт ему определённое преимущество перед вакцинами, защищающими лишь от тех типов вируса, которые, по мнению эпидемиологов, будут наиболее распространены в ближайшем сезоне.
Однако, несмотря на популярность Арбидола среди российских врачей и пациентов, результаты клинических испытаний препарата вызвали сомнение у международных экспертов. Так, в рекомендациях ВОЗ по борьбе с вирусом гриппа H1N1 было отмечено, что в описании работ, посвящённых изучению эффективности и безопасности средства, не хватает данных по дизайну, идентификационных номеров клинических испытаний и другой важной информации. Поэтому эксперты ВОЗ советуют «с осторожностью» интерпретировать результаты этих исследований.
В новом исследовании Арбидола учёные использовали рентгеноструктурный анализ. Этот метод позволил им получить высококачественные трёхмерные изображения молекулы уминофевира, прикрепляющейся к вирусным частицам двух разных штаммов гриппа.
Снимки показали, что Арбидол, как и предполагалось ранее, прикрепляется к тем областям вируса, которые используются для слияния с оболочкой клетки организма-хозяина. Небольшая молекула препарата соединяется с вирусным белком — гемагглютинином, мешая вирусной частице перестроиться таким образом, чтобы проникнуть в клетку.
«Мы обнаружили, что маленькая молекула прикрепляется к скрытому рецепторному карману гемагглютинина, — рассказывает первый автор исследования Рамешвар Кадам (Rameshwar Kadam), старший научный сотрудник института Скриппс. — Препарат также работает как «клей», соединяющий субъединицы гемагглютинина. Это первое средство для лечения гриппа, использующее такой механизм».
Используемый Арбидолом рецепторный карман относится к «оберегаемым» частям вируса, жизненно важным для его функционирования. Значит, он менее подвержен мутациям, что вполне может объяснить эффективность уминофевира в отношении многих разновидностей вируса гриппа, включая те, что только появляются.
Новое исследование также объясняет, чем Арбидол отличается от других средств для лечения гриппа, например, от препарата Тамифлю. Уилсон пояснил, что Тамифлю предотвращает высвобождение вирусных частиц из заражённых клеток, в то время как Арбидол мешает вирусу проникнуть внутрь клетки. Это означает, что Арбидол — или другие препараты со сходным механизмом действия — могут использоваться для профилактики заболевания до начала вспышки.
«Когда началась пандемия гриппа H1N1 в 2009 г., вакцина появилась слишком поздно, — пояснил Уилсон. — Если бы у нас были современные более эффективные препараты, нам было бы гораздо проще дождаться разработки вакцины».
По словам Уилсона, следующим шагом исследователей станет поиск или разработка новых небольших молекул, способных ещё плотнее соединяться с гемагглютинином.