Федеральная торговая комиссия (Federal Trade Commission) США пришла к решению, что производители гомеопатических препаратов должны придерживаться тех правил, которые распространяются на остальные безрецептурные средства для лечения заболеваний. Это означает, что эффективность гомеопатического препарата теперь необходимо доказать с использованием научных методов — или сообщить покупателю об отсутствии таких доказательств.
В заявлении комиссии, опубликованном 15 ноября 2016, сказано, что на этикетках всех гомеопатических средств, продающихся без рецепта, должно быть указано следующее:
- Научных доказательств эффективности продукта не существует.
- Все заявления о пользе гомеопатии основываются на теориях, созданных в 1700-х и не признанных современными экспертами в области медицины.
То же относится и к рекламе гомеопатических препаратов.
Гомеопатия — это концепция, зародившаяся в XVIII веке, согласно которой крохотные дозы ядовитых веществ могут избавлять от тех симптомов, к появлению которых приводит употребление больших доз того же яда.
По заявлению Федеральной торговой комиссии, большинство гомеопатических препаратов разбавляются до такой степени, что действующее вещество в них перестаёт определяться вовсе. Другие, как например, таблетки производства компании Hyland’s, рекомендуемые при прорезывании зубов, содержат «недопустимые» количества белладонны, одного из самых ядовитых растений в мире. К такому выводу пришли эксперты, анализировавшие эти таблетки по запросу Федеральной торговой комиссии в 2010 г.
В прошлом месяце комиссия уже сообщала о 10 смертельных случаях и более 400 случаях судорог, лихорадки, рвоты и других симптомов отравления белладонной. Все это — последствия использования у детей гомеопатических таблеток для облегчения симптомов прорезывания зубов. Причём речь идёт только о тех случаях, которые были зарегистрированы после «последнего предупреждения», сделанного Федеральной торговой комиссией в 2010 г.
Федеральная торговая комиссия США разрешила гомеопатическим препаратам существовать в «серой» зоне контроля. В отличие от витаминов и биодобавок, гомеопатия может предлагаться как средства для лечения заболеваний. Но доказывать, что гомеопатические средства действительно работают, необязательно — хотя для других лекарств исключений не делается.
Это послабление привело к формированию гомеопатической индустрии, обороты которой исчисляются миллиардами долларов. Покупатели гомеопатической продукции нередко оказываются введены в заблуждение, поскольку в супермаркетах гомеопатические средства выставляются рядом с биологически активными добавками и обычными лекарствами.
По данным Марка Ланда (Mark Land), представителя Американской ассоциации гомеопатических фармацевтов (American Association of Homeopathic Pharmacists, AAHP), годовой объём рынка гомеопатических препаратов в США оценивается в 1,1—1,3 млрд долларов США. В основном, за счет средств для лечения кашля, простуды и гриппа, боли в мышцах и детских болезней.
Ланд также отметил, что высокий уровень удовлетворённости покупателей гомеопатических средств не может быть объяснён одним только эффектом плацебо, составляющим, по мнению спикера, «около 30%». Он отметил, что продажи гомеопатических препаратов идут, в основном, благодаря счастливым покупателям и тем рекомендациям, которые они дают своим знакомым, и этикетки и реклама тут не главное.
Однако, как появление сообщений о ненаучности метода на упаковках скажется на продажах гомеопатических препаратов в действительности, покажет только время.