Предрасположенность к одиночеству задана генами, однако окружение играет более важную роль — к такому выводу пришли учёные из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego). Кроме того, этот признак связан с невротизмом и симптомами депрессии. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuropsychopharmacology.
В новой работе учёные объясняют, что одиночество, вызванное несоответствием между желаемыми и существующими отношениями — своеобразная биологическая «сигнализация», которая предупреждает нас, чтобы мы не нанесли вреда своей социальной жизни. Однако это чувство все переживают по-разному. «Если есть два человека с одинаковым числом близких друзей и семьёй, один может воспринимать эту социальную структуру как адекватную, а второй — нет, — говорит Абрахам Палмер (Abraham Palmer), один из авторов исследования. — Именно это имеется в виду под «генетической предрасположенностью к одиночеству». Мы хотим знать, почему, с точки зрения генетики, в одной и той же ситуации один человек больше склонен испытывать одиночество, чем другой».
В ходе предыдущих исследований учёные подсчитали, что склонность к одиночеству на 37—55 процентов зависит от генов. Они рассматривали участки ДНК, связанные с выработкой окситоцина или нейротрансмиттеров — в частности, дофамина и серотонина — и пытались найти конкретные «гены одиночества». Но эти работы опирались на небольшой размер выборки. В ходе нового исследования учёные проанализировали генетические и медицинские данные 10 760 человек старше 50 лет, собранные в ходе долговременного Исследования здоровья лиц пенсионного возраста (Health and Retirement Study, HRS). Участники HRS отвечали на три вопроса о степени одиночества:
- Часто ли вы чувствуете, что вам не хватает дружеского общения?
- Часто ли вы чувствуете себя покинутым?
- Часто ли вы чувствуете себя изолированными?
Поскольку в браке люди, как правило, испытывают одиночество реже, при анализе данных учёные учитывали пол, возраст и семейное положение. Они подтвердили, что склонность к одиночеству — наследуемый признак. Однако он зависит от генетики только на 14—27%, а не на 37—55%, как считалось раньше. Возможно, разница в расчётах обусловлена тем, что в этот раз научная группа анализировала самые распространённые генетические вариации.
Оказалось, что одиночество часто наследуется вместе с невротизмом и депрессивными симптомами. Исследователи нашли не слишком убедительные доказательства связи между одиночеством и психическими расстройствами: шизофренией, биполярным расстройством и клинической депрессией. Они не смогли повторить результаты некоторых экспериментов и не нашли связи между одиночеством и найденными ранее генами-кандидатами, в том числе, кодирующими окситоцин и дофамин.
Возможно, несоответствие результатов объясняется тем, что в предыдущих исследованиях речь шла о молодых европейцах, а в этот раз исследователи работали с генетическим материалом пожилых американцев. Теперь учёные собираются найти генетический предиктор — специфическую вариацию, которая позволит понять, как работают молекулярные механизмы предрасположенности к одиночеству.