Врачи из Женской больницы Бригхэма в Бостоне (Brigham and Women’s Hospital) сообщили о случае развития у пациента неизвестного ранее новообразования в результате полученного им в коммерческих клиниках лечения плюрипотентными стволовыми клетками.
Пациент, перенёсший в 2009 году ишемический инсульт, страдал от остаточного неврологического дефицита после этого сосудистого события, его передвижения были затруднены. Желая избавиться от последствий инсульта, 66-летний мужчина неоднократно обращался за лечением в практикующие терапию стволовыми клетками коммерческие клиники в Китае, Аргентине и Мексике. Судя по документам, предоставленным пациенту в этих клиниках, ему неоднократно вводились стволовые клетки: мезенхимальные, эмбриональные, а также фетальные, из нервной ткани абортированных плодов.
В результате применённых процедур у пациента развились прогрессирующие боли в пояснице, недержание мочи и параплегия (паралич обеих рук — верхняя параплегия или обеих ног — нижняя параплегия). Проведённая в больнице Бригхэма МРТ выявила, что у больного поражены грудной отдел спинного мозга и [TBS_POPOVER placement=»top» title=»Дуральный мешок» content=»Формируемый твёрдой мозговой оболочкой герметичный соединительнотканный мешок, в котором расположен спинной мозг.» style=»border: 1px solid #ddd; padding: 3px;»]дуральный мешок[/TBS_POPOVER].
Результат биопсии показал наличие в воспалённой интрадуральной массе примитивного плотноклеточного высокопролиферативного новообразования. Анализ коротких тандемных повторов ДНК показал, что новообразование состоит преимущественно из клеток, не принадлежащих изначально организму пациента. Гистологические и молекулярные исследования дали медикам все основания полагать, что странная опухоль сформировалась из введённых больному экзогенных стволовых клеток. У новообразования были отдельные черты злокачественной глиомы (ядерная атипия, высокий индекс пролиферации), однако не наблюдалось иных черт, характерных для какого-либо ракового заболевания. В частности, секвенирование не показало наличия ни одного из 309 генов, характерных для рака. Таким образом, развившееся в результате введения стволовых клеток новообразование не может быть отнесено ни к одному из ранее описанных раковых заболеваний человека.
Отсутствие характерных для рака мутаций делало невозможным лечение опухоли с помощью химиотерапии. Оставалась лучевая терапия; после её проведения у пациента уменьшились боли в спине, улучшилась подвижность правой ноги, а также, по данным МРТ, уменьшился размер новообразования. Сейчас медики ищут другие способы помочь необычному пациенту.
В лабораторных исследованиях учёные пытаются уменьшить риск такого перерождения стволовых клеток при помощи измеренного их введения (когда контролируется каждая клетка), а также путём предварительного дифференцирования стволовых клеток в пробирке.
Нерегулируемое же введение стволовых клеток в коммерческих клиниках, выливающееся зачастую в серьёзные осложнения у «стволоклеточных туристов», не только несёт угрозу жизни и здоровью отдельных пациентов (а также их кошельку: терапия стволовыми клетками может обойтись в десятки и даже сотни тысяч долларов), но и подрывает авторитет всей отрасли исследования стволовых клеток и попыток терапии с их помощью различных заболеваний в рамках клинических испытаний в безопасной регулируемой среде.