Учёные обнаружили 74 генетических маркера, связанных с успехами в образовании, но их влияние минимально

Генетические различия оказывают небольшое влияние на успехи в учёбе.

Учёные обнаружили 74 генетических маркера, которые связаны с уровнем образования, сообщает журнал Nature. Это означает, что у некоторых людей есть генетические маркеры, коррелирующие со временем, потраченным человеком на школьное образование. В совокупности эти варианты объясняют менее половины процента от различий в уровне образования в исследуемой популяции — что гораздо меньше, чем влияние, которые оказывают благосостояние человека и окружающая среда. Были исследованы генетические данные почти 300 тысяч человек европейского происхождения из 15 стран, содержащихся в британской базе данных UK Biobank. С помощью этого анализа учёные обнаружили 74 генетических маркера, которые могут быть использованы для объяснения различий, связанных с образованием.

Однако в письме сетевому изданию The Verge исследователи подчеркнули, что самая сильная ассоциация, найденная для одного генетического маркера, объясняет лишь 0,035% продолжительности образования, что составляет 9 недель разницы (имеется в виду статистический показатель «коэффициент детерминации», R². — Прим. XX2 ВЕК). То есть, человек, у которого отсутствует аллель, являющийся маркером, связанным с достижениями в учёбе, учится на девять недель меньше, чем человек с двумя копиями этой аллели.

Таким образом, эти маркеры не имеют большого значения. Такие факторы, как бедность, место проживания, питание, вероятно, имеют гораздо большее совокупное воздействие. Так в чём смысл изучения этих вариантов, если учёные уже знают о других факторах, которые оказывают большое влияние на уровень образования?

Многие эксперты не уверены в том, что эта связь должна рассматриваться как нечто представляющее интерес, отдельные же считают, что исследование вообще не должно было проводиться.

Тем не менее, авторы исследования полагают, что понимание этих и миллионов других, подобных им маркеров, которые, вероятно, обнаружатся позже, может быть ценным. Знание того, как генетика влияет на процесс обучения может помочь учёным лучше отделить эффект этих генов, когда они пытаются оценить влияние социальных факторов.

Исследователи также отмечают, что некоторые из вариантов, связанных с высшим уровнем образования, ранее были связаны с развитием мозга до рождения, биполярным расстройством, болезнью Альцгеймера и шизофренией. Таким образом, изучение этих генетических маркеров закладывает основу для будущих исследований, которые раскроют не только то, как гены взаимодействуют с окружающей средой, но и то, насколько гены, играющие определённую роль в достижениях в учёбе, совпадают с влияющими на состояние здоровья.

Это исследование является «выдающимся», считает Эллиот Гершон (Elliot Gershon), психиатр и специалист по генетике человека из Чикагского университета (University of Chicago). Его результаты не объясняют большую часть общего уровня образования, но тот факт, что эти маркеры могут разъяснить некоторые различия в успехах, должно заставить исследователей переосмыслить то, как они могут увеличить продолжительность обучения людей. «Например, вы могли бы подумать о том, существуют ли препараты, которые могут повлиять на некоторых учеников, улучшив их когнитивные способности», — говорит он.

Не все согласны с этой точкой зрения. По мнению Артура Каплана (Arthur Caplan), биоэтика из Нью-Йоркского университета (New York University), изучение генетики поведения человека интересно, но исследователи уже знают, какие факторы оказывают большое влияние на школьное образование, так что имеет смысл сосредоточиться на них, вместо того, чтоб прописывать таблетки. «Для меня, опасность такого рода докладов в том, что они отвлекают от очевидных важных факторов, стимулирующих способность продвигаться в школьном образовании, таких как безопасные школы, достаточное число учителей, размер классной комнаты, питание, свинец в воде — вы можете продолжить список». К тому же, по мнению Каплана, уровень образования не является хорошим показателем интеллектуальных достижений, потому что одни формы обучения сильно отличаются от других.

Каплан не одинок в сомнениях относительно полезности открытия. «И так уже существует много известных и сильных причин, почему люди не достигают определённого уровня образования, поэтому поиск генетических эффектов, которые неизвестны и оказывают мизерный эффект выглядит бессмысленным, — сказал The Verge Аравинда Чакраварти (Aravinda Chakravarti), генетик из университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). «Я решительно против таких анализов», — добавил он, а затем отказался от дальнейших комментариев.

Каплан не заходит столь далеко. «Всё о человеке должно быть предметом свободного исследования». «Что на самом деле обусловливает интеллектуальную производительность, школьные успехи, и годы обучения в школе — так это культура, окружение, бюджет и чистое везение родиться в правильном месте, и я бы не переносил этот генетический энтузиазм в государственную политику».

Стоит также добавить, что не понятно, можно ли распространить результаты исследования на африканцев и азиатов.

Дмитрий Райдер :