Учёные представили убедительные доказательства того, что музыкальное образование в детстве может предотвратить нарушения речи и утрату навыков аудирования в пожилом возрасте.
Согласно данным исследования, проведённого в научно-исследовательском институте Ротмана (Канада), пожилые люди, получившие в детстве музыкальное образование, на 20% быстрее своих сверстников-немузыкантов идентифицируют звуки речи.
Статья о работе опубликована в The Journal of Neuroscience.
Способность воспринимать речь — одна из тех когнитивных функций, которые могут ослабевать с возрастом. Известно, что нарушение способности к аудированию может наблюдаться даже у человека, не страдающего глухотой. Предыдущие исследования подтвердили, что возможности мозга, осуществляющего синтаксический анализ, определяющего последовательности и акустические характеристики речи, ослабевает со временем.
Обучение игре на музыкальном инструменте, начатое в возрасте до 14 лет и продолжающееся в течение десяти лет, приводит к улучшению работы ключевых областей мозга, поддерживающих распознавание речи. Исследование института Ротмана содержит доказательства того, что это преимущество сохраняется даже в старших возрастных группах.
«Музыкальная деятельность является тренировкой когнитивных способностей мозга, и мы наблюдаем, что данные об увеличении пластичности мозга вследствие музыкальной подготовки верны не только для молодого мозга, но и для мозга пожилого человека», — сказал Гэвин Биделман (Gavin Bidelman), возглавлявший исследование.
«В ходе исследования, используя ЭЭГ-томографию, мы могли наблюдать, насколько хорошо пожилые люди классифицируют и идентифицируют звуки речи. Мы увидели мозговые реакции, которые были в два-три раза быстрее у старых музыкантов по сравнению с их сверстниками, не занимающихся музыкой. Другими словами, мозг старых музыкантов обеспечивает гораздо более детальную, чистую и точную обработку речевого сигнала, что делает их более чувствительными и лучше понимающими речь».
Таким образом, прибавилось свидетельств тому, что музыкальное образование не только даёт молодому развивающемуся мозгу импульс развития когнитивных способностей, но и позволяет сохранить нейронные улучшения на протяжении всей жизни. Особенно это важно в пожилом возрасте, когда мозг нуждается в них, чтобы противодействовать изменениям, естественным для процесса старения. Результаты исследования также говорят о важной роли музыкального обучения в школах и в реабилитационных центрах, работающих с пожилыми людьми.