Это мрачный факт: рожденные в бедных семьях менее здоровы и умирают раньше, чем выходцы из состоятельных семей. Основная причина — заболевания, связанные с ожирением, такие как инфаркт и инсульт. Однако новые данные, полученные учеными из Северной Каролины в ходе исследования раннего обучения детей показывают, что такие различия не высечены в камне. Дети, выросшие в бедности, но участвовавшие в интенсивной пятилетней программе в детском саду, значительно здоровее в тридцатилетнем возрасте, чем их сверстники, которые не получили такого ухода, сообщают исследователи. Представлены экспериментальные доказательства, что такие программы могут дать детям из бедных семей больше шансов на долгую и здоровую жизнь.
Запущенный в 1972 году Университетом Северной Каролины (UNC) проект является одним из старейших исследований о пользе дошкольного образования для детей из малообеспеченных семей. Первоначальной целью исследования было изучение возможности повышения IQ и готовности к школе детей из бедных семей. Психолог UNC Фрэнсис Кэмпбелл присоединилась к проекту десятилетие назад. «Никто не сказал бы ничего плохого об этих детях, — говорит она. — Но в школе их ожидали неудачи».
Разместив объявления в офисах социального обслуживания и поликлиниках, ученые пригласили семьи с 2-месячными младенцами для изучения. Большинство из более чем сотни детей, которые участвовали в исследовании, были чернокожими, в основном родились у матерей без среднего образования с низким уровнем дохода. Многим из матерей было некуда отдавать ребенка в течение дня, пока они работали, говорит Кэмпбелл.
Все дети получали пищевые добавки, базовые социальные услуги и доступ к медицинской помощи. Половина, однако, была отобрана для участия в программе дневного ухода на базе Начальной школы Фрэнк Портер Грэм, отделения UNC, где проходит работа по изучению методов раннего обучения. Там они получили почти постоянное внимание опытных воспитателей от 6 до 8 часов в день, 5 дней в неделю. В дополнение к тщательно контролируемому питанию и медицинскому обслуживанию, с детьми постоянно занимались, играли и разговаривали. По словам Кэмпбелл, работавшей воспитателем, это была «лучшая работа, которую вы можете себе представить».
Проект был дорогостоящим: при начальном соотношении учитель-ребенок от одного к трем в ясельной группе до одного к шести в последний год обучения, в конечном счете стоимость пятилетнего обучения составила около 70 000 долларов на человека. Со временем, однако, изучение полученного опыта начало приносить обнадеживающие результаты, которые убеждают нас в том, что расходы были оправданы. В школе успехи детей, прошедших дошкольное обучение, были выше, чем у детей из контрольной группы. В возрасте 21 года разрыв в уровне образования между группами еще больше увеличился. В четыре раза, по сравнению с контрольной группой, в изучаемой группе было больше выпускников колледжа.
Успех проекта раннего обучения и нескольких других подобных экспериментов создал впечатление у большинства людей, что дошкольное образование дает знания, а не здоровье, говорит Джеймс Хекман из Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике. Хотя существуют «убедительные доказательства», что образование в более позднем возрасте улучшает здоровье, связь здравоохранения и образования в возрасте до 4 до 5 лет не была достаточно изучена, отмечает он.
Новое исследование началось с изучения здоровья тех участников эксперимента по раннему обучению, кого удалось найти. Врачу, который измерял кровяное давление и другие параметры организма, не было известно, кто из обследуемых ходил в детский сад, а кто представляет контрольную группу. Различия обнаружились поразительные, о чем и сообщает исследовательская группа в своей публикации.
Самым наглядным примером стали различия в систолическом и диастолическом давлении у 12 мужчин, получивших дошкольное образование, по сравнению с результатами 20 мужчин, которые не получили. В среднем, контрольная группа имела первую стадию гипертензии, что значительно увеличивает риск сердечного приступа и инсульта. Среднее кровяное давление у мужчин, которые участвовали в программе детского сада, когда были детьми, было в пределах нормы .
В дополнение к высокому кровяному давлению, примерно четверть мужчин в контрольной группе также показали наличие «метаболического синдрома», созвездия симптомов, включающего избыточный жир в брюшной полости и высокий уровень сахара в крови, чего не наблюдалось у мужчин изучаемой группы.
С информацией, которую дало новое исследование, можно создать условия для сокращения количества болезней сердца и проблем, связанных с избыточным весом, у малообеспеченных групп населения. Это может иметь серьезные экономические последствия, говорит Хекман. Хотя работа не завершена, Сеонг Мун, экономист из Чикагского университета, провел предварительный анализ затрат и выгод и получил результаты, которые выглядят «весьма перспективными».
Несмотря на однозначно трактуемые результаты исследования, вопрос, какие факторы позволили людям, получившим дошкольное образование, быть более здоровыми, остается без ответа. Было ли решающим фактором улучшение питания и медицинского обслуживания, или же участники, которые прошли обучающие программы детского сада, получили более качественное образование, заработали больше денег и получают более дорогое и качественное лечение, например? Исследователи не смогли выделить основную причину, потому что программа состояла из множества компонентов.
Брюс Линк, эпидемиолог из Колумбийского университета в Нью-Йорке, предупреждает, что нет никакой гарантии, что результаты, полученные в ходе относительно небольшого исследования будет легко повторить в более крупном масштабе. «То, что раннее обучение в опытной группе стало причиной, повлиявшей на здоровье участников в более позднем возрасте, не означает, что это будет работать на популяционном уровне».