Как заставить себя расстаться с ненужными вещами: слово науке

Вещи копятся, копятся и копятся. Пора бы разобраться с беспорядком, но выкинуть лишнее жалко. Что делать? Наука — а точнее, учёные из Университета Огайо (Ohio University) и Университета штата Пенсильвания (The Pennsylvania State University) — знают ответ. Свой метод они описали в Journal of Marketing.

«От чего люди не хотят отказываться, так это от воспоминаний, связанных с вещами, — объясняет Ребекка Речек (Rebecca Walker Reczek), один из авторов исследования — Мы обнаружили, что людям легче расставаться с ними, если им предложить какой-то способ сохранить воспоминание и связанную с этим идентичность». «Идея проекта возникла, когда я поняла, что храню старые баскетбольные шорты только потому, что они напоминают мне, как мы выиграли у крутой команды в старшей школе», — рассказывает её коллега Карен Винтерик (Karen Winterich). — Мне не нужны были шорты, мне нужно было воспоминание о победе — вот о чём я подумала, когда их увидела».

Учёные показали, что с ненужным, но дорогим сердцу хламом проще расстаться, если сначала его сфотографировать. «Картинка могла бы легко сохранить для меня воспоминание, и я могла бы пожертвовать вещь тому, кому она нужнее», — говорит Винтерик. Чтобы проверить свою гипотезу, Винтерик и её коллеги провели эксперимент. В нём приняли участие 797 студентов, живущих в 6 общежитиях Университета штата Пенсильвания. В конце осеннего семестра, прежде, чем молодёжь отправилась на каникулы, исследователи запустили акцию «пожертвуй старые вещи».

Они провели две разные рекламные кампании. В общежитиях развесили плакаты «Не храни дорогой сердцу мусор…», но в одних за этим призывом следовала фраза «Сфотографируй его и пожертвуй», а в других (контрольная группа) — «… Просто собери вещи и пожертвуй». Количество студентов, попавших под воздействие этих кампаний, было примерно одинаковым. После экзаменов научные сотрудники опустошили ящики, куда обитатели кампуса складывали пожертвования, и пересчитали вещи.

Студенты, которым советовали сделать фотографии, отдали 613 предметов, а участники из контрольной группы — только 533. Отказаться от привычки хранить ненужное относительно просто, считает Речек. «То, что мы можем сохранить те же воспоминания, просто сфотографировав вещи, неудивительно. Но это не естественное поведение, нам нужно приучить себя к этому», — говорит она.

Учёные показали, что люди держатся не только за воспоминания, но и за идентичность, которая с ними связана. Например, родители взрослых детей не спешат выбрасывать одежду младенцев, потому что она напоминает им о временах, когда они были «молодыми родителями». В одном из экспериментов приняли участие люди, которые жертвовали вещи в местный комиссионный магазин. Некоторым из них, прежде чем забрать хлам, выдавали моментальные снимки предметов. Затем добровольцев расспрашивали об ощущениях: не оставили ли они вместе с вещью часть личности? Те, кому достались фотки, меньше жаловались на «потерю идентичности».

Стратегия «сохранения воспоминаний» не сработает с вещами, которые не имеют эмоциональной ценности, предупреждают исследователи. Она не заставит людей жертвовать то, что они намерены продать. Ну и наконец некоторые вещи оказываются слишком дороги сердцу — например, свадебные платья. Но в остальном этот способ вполне работоспособен: людям он поможет при уборке, а волонтёрам — при сборе пожертвований.

Юлия Коровски :