Учёные из Школы управления здравоохранения им. Мейлмана (Mailman School of Public Health) Колумбийского университета выяснили, что отказ от вождения приводит к ухудшению здоровья пожилых.
«Для многих людей старшего возраста управление автомобилем — больше, чем привилегия, оно играет важную роль в их повседневной жизни и является важным показателем самоконтроля, личной свободы и независимости, — говорит Гохуа Ли (Guohua Li), один из авторов исследования. — К сожалению, с возрастом, по мере того, как когнитивные функции и состояние организма ухудшаются, от управления автомобилем почти неизбежно приходится отказываться».
Учёные предполагают, что отказ от вождения и ухудшение здоровья взаимно обусловлены: проблемы со здоровьем заставляют отказаться от вождения, а отказ от вождения усугубляет проблемы со здоровьем. Они проанализировали данные 16 исследований из Америки, Австралии, Финляндии и Кувейта о людях в возрасте старше 55 лет и сравнили состояние здоровья тех, кто управляет автомобилем и тех, кто отказался от вождения.
Оказалось, что пожилые люди, которые больше не садятся за руль, почти в два раза чаще становятся жертвами депрессии. При этом доступ к другим видам транспорта не обязательно снижает риск появления депрессивных симптомов. Учёные, однако, не исключают того, что и отказ от вождения, и депрессия вызваны каким-то общим фактором, например, ухудшением здоровья.
Исследования показали, что между прекращением вождения и плохим физическим состоянием существует прочная связь. Она сохраняется даже с учётом социально-демографических факторов. Это может быть связано с тем, что без автомобиля сложнее приобрести лекарства и получить медицинскую помощь. Кроме того, люди, отказавшиеся от вождения, проводят больше времени дома и страдают от недостатка активности на свежем воздухе.
Круг их друзей и родственников наполовину сокращается. Когнитивные способности снижаются быстрее, чем у тех, кто всё ещё за рулём. Учёные рекомендуют разработать программы, которые помогли бы пожилым людям поддерживать социальную и физическую активность. «Когда приходит время отказаться от вождения, важно разработать индивидуальный план по поддержанию мобильности и социальных функций», — отмечает Тельма Миленц (Thelma Mielenz), доцент школы им. Мейлмана.
В США и других промышленно развитых странах личный автомобиль — наиболее предпочтительный для многих вид транспорта. Согласно исследованию, проведённому в Австралии, пожилые люди считают вождение второй по значимости бытовой активностью.