Учёные из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) разработали робота-компаньона «Тега» (Tega), предназначенного для индивидуального обучения. Результаты своей работы они представили на 30 конференции Ассоциации по улучшению искусственного интеллекта.
Обучающие роботы-компаньоны — не новинка, однако Тега имеет уникальную способность интерпретировать эмоциональную реакцию ребёнка и вырабатывать индивидуальную мотивационную стратегию. Он использует два устройства на платформе Android: первое предназначено для обработки движения, восприятия и мышления, на втором установлено специальное ПО, способное распознавать выражение лица и определять эмоциональное состояние пользователя.
Исследователи опробовали робота на группе из 38 учеников дошкольного класса Бостонской школы в возрасте от 3 до 5 лет. Каждый ребёнок занимался с Тега 15 минут в день на протяжении восьми недель. Протестировав устройство среди дошкольников, исследователи продемонстрировали, что система может обучаться и совершенствоваться, подстраиваясь под уникальные характеристики ученика, с которым она работает. Кроме того, Тега нравился детям больше, чем робот-компаньон, неспособный к персонализации.
В ходе эксперимента дошкольники учили испанский язык с помощью планшета, в который была загружена развивающая игра. Тега вёл себя не как учитель, а как сверстник: он подбадривал учеников, подсказывал, когда было нужно, и разделял их раздражение или скуку. Сначала система только отражала эмоциональные реакции детей — она приходила в радостное возбуждение или отвлекалась вместе с ними. Однако затем робот начал отслеживать влияние своих реакций на дошкольников. Со временем Тега научился влиять на вовлечённость, счастье и успешность обучения. По мере продолжения эксперимента, он начал подстраиваться под дошкольников таким образом, чтобы оптимизировать опыт и достижения каждого ученика.
Учёные выяснили, что, по сравнению с контрольной группой, где робот только отражал чужие эмоции, дети, получавшие индивидуальный ответ, были больше вовлечены в процесс обучения. В ходе эксперимента исследователи также наблюдали, как дети реагируют на действия робота. Оказалось, что некоторые симуляции эмоций, такие как зевок или печальное выражение лица, уменьшали вовлечённость и счастье ученика.
«Мы знаем, что у сверстников дети учатся не только навыкам и знаниям, но и взглядам и подходам к обучению, например, любопытству и стойкости перед трудностями, — говорит Синтия Бризель (Cynthia Breazeal), руководитель научной группы. — Замечательно, что дети общаются с Тега как с равным, это открывает новые возможности для разработки обучающих технологий нового поколения, которые смогут работать не только с когнитивным, но и с эмоциональным и социальным аспектами обучения».