Кто сильнее, ИТ-гигант или занимающее целый континент государство? Какой удар сломит противника — введение закона о «налоге на новости» или массовое удаление контента? Это война — и как во всякой войне, страдают мирные жители и гуманитарные миссии.
Последние вести с фронта: Facebook заблокировал у себя на платформе австралийский медиаконтент — не только для пользователей из Австралии, во всём мире. Пострадали не только крупные СМИ, но и официальные страницы органов здравоохранения, пожарно-спасательных служб и метеорологического бюро. Потеряли возможность делать публикации научные журналы и сатирические новостные сайты. Алгоритм блокировки был настолько неизбирателен, что руководству соцсети пришлось приносить извинения — в частности, за блокировку ресурсов, направленных на помощь жертвам домашнего насилия и предотвращение самоубийств.
«Недружественные по отношению к Австралии действия Facebook сегодня, отрезающие основные информационные службы здравоохранения и чрезвычайных служб, высокомерны и разочаровывающи», — говорит премьер-министр Австралии Скотт Моррисон.
Правительство и парламент страны-континента пытаются урегулировать взаимоотношения госорганов со старыми и новыми СМИ. Разработан специальный документ — News Media Bargaining Code, кодекс переговоров новостных медиа. Комитет по экономическому законодательству Сената Австралии 12 февраля после двух слушаний передал медиакодекс в федеральный парламент страны, рекомендовав принять его без изменений. Документ должен регулировать сферу обмена данными, условия модерирования новостей и формирования рейтингов, а также порядок монетизации доходов от публикации новостей (надо понимать, что рекламный рынок сейчас принадлежит гигантам цифровых медиа. 53 доллара из каждой сотни долларов рекламных бюджетов получает Google, 28 долларов — Facebook и только 19 долларов остаются всем остальным сайтам и площадкам размещения рекламы). Установлены механизмы разрешения споров между субъектами рынка и штрафы за неисполнение договоров. После одобрения кодекса нижней палатой австралийского парламента Facebook и нанёс ответный удар.
Управляющий директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Уильям Истон (William Easton) заявил в своём блоге рано утром в четверг, что решение было принято, потому что авторы предлагаемого кодекса «принципиально не понимают» взаимоотношений между платформой и поставщиками контента.
Вкратце суть позиций такова: поддерживающие внедрение новых правил компании заявляют, что их контент помогает Google и Facebook зарабатывать деньги, представляя собой достоверную, проверенную информацию. Технологические гиганты говорят, что интернет должен оставаться бесплатным; а издатели извлекают выгоду при переходе на их сайты из соцсетей, поисковых систем и новостных агрегаторов.
Google, в отличие от Facebook, идёт по пути переговоров. Сообщается, что поисковый гигант уже заключает прямые договора на использование новостного контента крупных австралийских СМИ. Детали сделок не разглашаются, но известно, что девять компаний будут получать тридцать миллионов долларов ежегодно в течение пяти лет.
В ИТ-сообществе популярно мнение об австралийском медиакодексе как о «вымогательстве». Считается, что оплата ссылок нарушит один из основополагающих принципов свободного и открытого интернета. С другой стороны, появление интернет-монстров уже изменило всемирную сеть. Огромный сегмент сети контролируется двумя компаниями. И они модерируют ссылки и новости, «контролируют показы», принимая во внимание в первую очередь собственные коммерческие задачи.
Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон ожидает поддержки правительств развитых стран в конфликте. Первым шагом на пути к получению такой поддержки был разговор с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.
«Я нахожусь в постоянном контакте с лидерами других государств по этим вопросам. Нас не запугать, так же, как нас не испугало, когда Amazon угрожал покинуть страну и когда Австралия сплотила другие страны для борьбы с публикацией террористического контента на платформах социальных сетей», — заявляет премьер-министр.