ИИ занимает место второго пилота: ВВС США борются за «цифровое превосходство» в воздухе

Одна из самых удачных моделей самолёта, находящаяся на вооружении ВВС США на протяжении более шестидесяти лет, разведчик U-2 (неофициальное имя — «Леди Дракон»), теперь может летать под управлением системы искусственного интеллекта. ИИ выполняет роль второго пилота, это не полноценное пилотирование на всех этапах, но уже и не «автопилот», широко применяемый в гражданской авиации.

Технических подробностей о разработке лаборатории военного ведомства немного. Сообщается, что получивший имя ARTUµ (по ассоциации с роботами «Звёздных войн»: Ar-Tu — как R2, который D2) алгоритм в ходе испытательных полётов отслеживал сигналы датчиков и «управлял тактической навигацией» (что бы это ни значило).

Зато чиновники военного ведомства рассказали, зачем нужен данный и схожие проекты.

«Новаторский полёт ARTUµ завершает наш трёхлетний путь к обретению цифровой силы», — говорит Уилл Ропер (Will Roper), помощник министра по закупкам ВВС.

«Безопасное введение ИИ в командование американской военной системой впервые открывает новую эру объединения человека и машины, эру состязания алгоритмов. Неспособность полностью реализовать потенциал ИИ будет означать уступку преимуществ в принятии решений нашим противникам».

Под противниками подразумевается, в первую очередь, Китай (стоит вспомнить, что именно китайская ПВО неоднократно уничтожала приписанные к ВВС Тайваня U-2). ARTUµ обучается реагировать на угрозу с земли в то время, когда пилот сосредоточен на отслеживании угроз в воздухе.

Уилл Ропер отметил, что внедрение искусственного интеллекта в военные системы, это касается и модернизации U-2, и разрабатываемой масштабной системой управления воздушным боем, — часть общей задачи, а именно лидирования в гонке равных США соперников (да, это Китай).

Сергей Сыров :