Многие задачи слишком сложны для одного робота, поэтому их выполнение требует взаимодействия с человеком или другим роботом. Исследователи из Королевского технологического института (швед. Kungliga Tekniska högskolan, KTH) в Швеции завершили работу над проектом по созданию роботов, сотрудничающих друг с другом в ходе выполнения сложных заданий.
Димос Димарогонас (Dimos Dimarogonas), доцент KTH и координатор проекта RECONFIG, говорит, что его команда разработала протоколы, позволяющие роботам обращаться за помощью друг к другу и понимать, когда другие роботы нуждаются в помощи.
«Робот может отложить собственные дела, и помочь другому роботу, обратившемуся за помощью, — говорит Димарогонас. — Это означает, что у нас будут гибкие и динамичные роботы, гораздо более похожие в своих действиях на людей, роботы, способные постоянно сталкиваться с новыми ситуациями, и достаточно компетентные, чтобы принимать решения».
Димарогонас говорит, что общее восприятие среди роботов является одним из ключей к совместной работе.
«Визуальная обратная связь переводится в тот же символ для того же объекта, — говорит он. — С усовершенствованной технологией зрения они могут идентифицировать один объект с разных углов зрения».
В другой демонстрации два робота вместе несут предмет. Один робот ведёт другого, чувствующего, что ведущий робот хочет приблизить его к предмету.
«Это как если бы вы и я несли стол, и я знал, куда его нести, — говорит Димарогонас. — Вы бы чувствовали, в каком направлении я хочу идти, когда бы я поворачивался и двигался вперёд или тянул за собой».
Важным моментом является то, что все эти действия происходят без вмешательства или помощи человека, автономно и в реальном времени.
В проекте также использован новый протокол связи, который отличает его от других концепций коллаборативных роботов. «Мы минимизируем коммуникацию. — Поясняет Димарогонас. — Существует протокол символьной связи, но он не является непрерывным. Когда необходима помощь, призыв о ней транслируется и робот-помощник передаёт сигнал другому роботу».
По словам Димарогонаса концепция может быть расширена на работу в доме, на заводе или других видах рабочих мест.
Проект был завершён в мае 2016 года при участии Университета Аалто в Финляндии (фин. Aalto-yliopisto), Афинского национального технического университета (греч. Εθνικό Μετσόβιο Πολυτεχνείο) в Греции, и Парижской центральной школы (фр. École Centrale Paris во Франции).
В серии видеопрезентаций исследователи демонстрируют способности нескольких автономных машин. На одном видео робот указывает на предмет другому роботу, сообщая тем самым, что ему нужно, чтобы другой робот поднял этот предмет.