Дискуссия о принципах управления Интернетом, которая активно ведётся на протяжении последнего года, недавно была дополнена новыми заявлениями. Анализируя текущие тенденции в развитии инфраструктуры Сети и управления доменными именами, редакция сайта «XX2 ВЕК» допускает, что механизма противодействия центробежным силам может не найтись.
Противостояние в вопросе управления Всемирной сетью заключается в различных взглядах на то, кто должен принимать ключевые решения, влияющие на развитие и будущее Интернета. Правительства Соединённых Штатов Америки и других западных держав поддерживают модель управления с многосторонним участием, в которой координация развития Интернета осуществляется коллективно с участием представителей технологий, бизнеса и общественно-политических объединений. С другой стороны, Россия, Китай и ряд других стран высказываются в пользу управления Интернетом через Организацию Объединённых Наций под эгидой Международного союза электросвязи. Вариант с участием МСЭ предоставил бы правительствам государств контроль над Интернетом по принципу «одна страна — один голос».
Свои опасения относительно «модели ООН» высказал Джон Сэвидж (John Savage), профессор информатики из Брауновского университета, штат Род-Айленд, США. В своём докладе на ежегодной встрече Американской ассоциации содействия развитию науки (The American Association for the Advancement of Science, AAAS) в Сан-Хосе он заявил, что, несмотря на кажущуюся демократичность модели «одна страна — один голос», её применение может вызвать серьёзные проблемы. «Потенциал Интернета для расширения возможностей людей вызвал тревогу у многих правительств. Многие правительства — потенциально большинство — при появлении шанса ограничить свободное распространение информации и идей предпочтут им воспользоваться. Это будет иметь отрицательные последствия для отдельных лиц, для бизнеса и для научного сообщества», — отметил Сэвидж. Для управления Интернетом профессор считает правильной модель многостороннего участия, предлагая оптимальные варианты её реализации.
Тем временем, пока ведётся обсуждение модели управления Интернетом, процесс его разделения уже происходит. 30 января Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало официальное сообщение в отношении российских владельцев доменов, зарегистрированных за рубежом. В тексте этого сообщения Минсвязи «предлагает российским юридическим и физическим лицам рассмотреть возможность регистрации и переноса своих интернет-доменов в компании-регистраторы, находящиеся в российской юрисдикции». Ведомство объясняет это тем, что в связи с санкциями США в отношении Крыма начали поступать уведомления о прекращении обслуживания доменных имён. Очевидно, обслуживание доменных имён организаций и физических лиц, зарегистрированных в Крыму, предполагается осуществлять преимущественно с помощью российских регистраторов. Текст обращения составлен таким образом, что в нём читаются опасения Минсвязи о прекращении регистрации для всех российских граждан и юрлиц со стороны американских регистраторов доменных имён.
Разделение происходит и на уровне коммуникаций. Причём началось оно несколько лет назад и по причинам, не связанным с экономическими санкциями. Проект «Кабель БРИКС», запущенный в апреле 2012 года, соединит страны с развивающимися экономиками оптической магистралью Владивосток — Шаньтоу — Сингапур — Ченнаи — Маврикий — Кейптаун — Форталеза. Цель проекта — обеспечить коммуникацию между странами БРИКС вне интернет-инфраструктуры США и Западной Европы. В конце 2015 года весь проект должен быть закончен: Владивосток с Форталезой будут связаны линией длиной 34 000 км и пропускной способностью 12,8 Тбит/с.
Инициатором проекта является Бразилия, которая всерьёз обеспокоена перехватом внутренних коммуникаций со стороны Агентства национальной безопасности США. По состоянию на 2013 год, подавляющее большинство интернет-трафика стран Центральной и Южной Америки проходило через расположенное в Майами здание Пункта сетевого доступа Америк (Network Access Point of the Americas). Согласно документам, опубликованным Эдвардом Сноуденом, АНБ и его британский аналог Центр правительственной связи использовали ответвления кабеля для сбора огромного количества проходящей через их страны информации, которая впоследствии анализировалась инструментами для взлома зашифрованного трафика.
Бразильское правительство во главе с Дилмой Русеф проводит курс на перестройку инфраструктуры связи таким образом, чтобы обмен информацией осуществлялся внутри страны. Ранее были запущены ещё три проекта, соединивших Бразилию со странами южной Африки: SACS свяжет страну с Анголой, SAex — с ЮАР, а в рамках проекта WASACE South Бразилия уже соединена с Нигерией. Ещё одним шагом Бразилии в сторону защиты информации станет создание собственной защищённой почтовой службы. А в 2016 году бразильская коммуникационная компания Telebras намерена запустить первый национальный спутник связи.
В случае усилений тенденции разделения Интернета на отдельные сегменты вопрос о принципах управления может потерять свою значимость. Примеры последних лет показывают, что причина для обособленности могут быть различными: стремление защититься от перехвата коммуникаций — в Бразилии, последствия санкций — в России, ограничение свободы слова — в Китае и в той же России. Однако результат во всех случаях одинаковый: отдельные сегменты Интернета начинают функционировать независимо и управляться национальными правительствами.
В перспективе государства, сумевшие замкнуть в себе инфраструктуру и управление доменными именами для национальных сегментов, способны полностью изолироваться от остального мира. В таком случае сбудутся опасения Сэвиджа относительно угроз для частных лиц, научных и коммерческих организаций. Возможным механизмом воспрепятствования деглобализации может стать проект бесплатного спутникового интернета, обсуждение перспектив которого совпало по времени с дискуссией о принципах управления Интернетом. Как раз год назад появилась первая информация о сети OneWeb, призванной обеспечить интернет-подключением миллиарды людей по всей планете.