Естественные выбросы метана с шельфа Арктического архипелага Шпицберген случаются регулярно, и это происходит на протяжении, как минимум, 2,7 млн лет. Исследователи сообщают, что обнаружены свидетельства тому, что за этот период произошло не менее двух больших выбросов метана в атмосферу.
Метан — парниковый газ и в этом качестве действует сильнее, чем углекислый газ. Если степень воздействия углекислого газа на климат условно принять за единицу, то парниковая активность того же молярного объёма метана составит 21—25 единиц.
60% метана в атмосферу попадает в результате деятельности человека. Но метан — это природный газ, гигатонны его заключены в толще океанского дна в Арктике.
Но «ловушки», в которых находится природный газ, не могут быть непроницаемыми, газ выходит на поверхность. И это процесс, который продолжается больше времени, чем существует наш биологический вид.
«Наша планета испускает газ метан. Когда вы ныряете с маской и трубкой в Карибском море, вы можете увидеть пузыри, поднимающиеся со дна океана на глубине 25 метров. Мы изучали подобное явление, только на гораздо большей глубине, в холодной и тёмной среде. И выяснили, что это происходит постоянно, уже 2,7 миллиона лет» — говорит Андреа Плаза Фаверола (Andreia Plaza Faverola), основной автор опубликованной в Geophysical Research Letters статьи.
Она говорит о подводном хребте Вестнезе в проливе Фрама в Северном ледовитом океане, к западу от Шпицбергена. Здесь большие газовые столбы (газовые факелы) поднимаются со дна и фиксируются как исследовательскими кораблями, так и средствами аэрокосмического мониторинга. Диаметр выбросов достигает 800 метров.
«Половина хребта Вестнезе демонстрирует весьма активное высачивание метана. Другая половина — нет. Но на неактивной части хребта наблюдаются очевидные «оспины» — полости и выбоины на дне океана, которые мы определили как признаки газопроявлений в прошлом. Поэтому мы заинтересовались, что активирует или деактивирует процесс высачивания в этой области», — говорит Плаза Фаверола.
Она и команда морских геофизиков из центра арктических газовых гидратов, климата и окружающей среды (Centre for Arctic Gas Hydrate, Environment and Climate, CAGE) Арктического университета Норвегии (The Arctic University of Norway) использовали сейсмоакустическую технологию (P-Cable technology), чтобы изучить структуру океанического дна.
«Мы знаем из других исследований в регионе, что отложения, которые мы рассматриваем в наших сейсмических исследованиях, имеют возраст, по крайней мере, 2.7 млн. лет. В этот период формировалось оледенение в Северном полушарии, которое повлияло на формирования осадочных пород. Наши инструменты помогли нам рассмотреть подробности осадочных пород, связанные с газовыделением в прошлом».
Оказалось, что и под слоями осадочных пород сохранились следы древних газовых выбросов. Это так называемые «газовые дымоходы», на 3D-карте толщи океанского дна он выглядят как вертикальные структуры характерной формы. Толщина осадочных пород над ними позволяет вычислить время, когда произошёл выброс.
Анализ полученной информации показал, что в регионе было два периода, когда выбросы газа были особенно сильны: первый такой период был 1,8 млн. лет назад, второй — 200 000 лет назад.
Что же заставляет газ вырываться из недр Земли? Плаза Фаверола считает, что газовые факелы образовались не в результате глобального потепления, температура среды на дне океана в этом регионе достаточна стабильна. Газ может освобождаться в результате сейсмической активности.
Связь между температурой Земли и содержанием в атмосфере метана существует. Но что является причиной, а что следствием, и каковы будут последствия современных газовых выбросов — это исследователям ещё предстоит определить.