Антропологические находки порой сменяют пол. Так, австралопитечка из Южной Африки «миссис Плез», возможно, была «мистером Плез». Кроманьонка из Сунгиря после генетического анализа превратилась в юношу-кроманьонца. И даже по поводу половой принадлежности знаменитой Люси антропологи не пришли к единому мнению.
Дело в том, что скелеты мужчин и женщин не так уж сильно отличаются друг от друга. Конечно, у наших древних предков эти отличия могли проявляться сильнее: посмотрите на самцов и самок горилл. Однако ископаемые находки разрозненны и фрагментарны. Надёжней всего пол определяется по строению таза или по особенностям черепа, а как быть, если не сохранилось ни то ни другое? Кроме того, хорошо бы сравнивать разных особей одной популяции: кто помассивней, тот самец, а более изящные индивиды — вероятно, женского пола. Но если этот индивид один-одинёшенек на десятки или сотни тысяч лет вокруг, с кем его сравнивать? А если он, вдобавок, невзрослый? Половые отличия усиливаются с возрастом. Взрослый дядя-эректус щеголял угрожающе торчащим надбровьем, но у юноши-эректуса такой красоты ещё не отросло, как же отличить его от девушки-эректуса?
К счастью, на помощь палеоантропологам приходят зубы. Зубы формируются у людей в раннем возрасте. Зубы — пожалуй, одна из самых частых антропологических находок. А ещё мужские зубы отличаются от женских (особенно клыки), и не только размерами, но и строением. Исследования показали, что по зубам пол человека возможно определить уже в 6 лет — именно в это время заканчивается формирование коронок постоянных клыков. Разработана специальная методика, диагностирующая пол по клыкам с той же надёжностью, что и традиционные подходы, в которых используют строение таза и черепа. Конечно, показано это на современных людях, а работают ли те же принципы для ископаемых находок? Недавно подобный анализ проводился для 12 неандертальцев из хорватской Крапины и 16 гейдельбергских людей из Сима де лос Уэсос (Испания). Результат порадовал: по строению клыков удалось определить пол даже самых юных индивидов из этих памятников.
Авторы нового исследования взялись за более сложный случай: попробовали установить половую принадлежность двух гоминин возрастом почти 1 млн лет, чьи кости обнаружены в Гран Долина (Атапуэрка, Испания).
Гран Долина — пещера глубиной около 30 метров. В одном из слоёв этой пещеры археологи нашли 170 фрагментов человеческих скелетов, относящихся как минимум к восьми особям, причём шесть из них — невзрослые. Два самых известных индивида из Гран Долина — H1 и H3, по которым даже описали вид Homo antecessor, — как раз подростки. Когда упоминают этот вид, обычно публикуют фото фрагментарного черепа H3 — «подростка, съеденного каннибалами». Описан он как мальчик 10—12 лет. Но голотипом Homo antecessor послужил другой невзрослый индивид H1, чьи остатки включали фрагменты верхней и нижней челюстей. H1 отличался очень крупными зубами, поэтому его обычно определяли как юношу (примерно 13 лет на момент смерти).
Вид Homo antecessor, описанный в 1994 году, сочетал примитивные и продвинутые черты, чем-то походил на разные популяции более поздних гоминин. Анализ протеома в 2020 году показал, что люди из Гран Долина были близки к общим предкам неандертальцев, сапиенсов и денисовцев. Надо добавить, что на скелетах из Гран Долина специалисты обнаружили признаки каннибализма: кости раздроблены, на их поверхности есть характерные надрезки и даже следы человеческих зубов.
Определением пола H1 и H3 из Гран Долина занялись авторы нового исследования. Для этого верхним клыкам Homo antecessor сделали микроКТ, а затем сравнили результаты с измерениями клыков 16 неандертальцев, 12 гоминин Сима де лос Уэсос и 58 современных людей известного пола.
Исследователи измеряли объём дентина и пульпы, а также площадь поверхности зубов. Выяснилось, что у клыка H3 площадь эмали выше, но этот же зуб обладал меньшим количеством дентина. Всё это в сумме характерно для женских зубов.
Зубы двух Homo antecessor сильно отличались друг от друга, причём H3 попала в область женских значений, а H1 — мужских. Разница оказалась столь велика, что исследователи рассматривали вариант: не могли ли два этих зуба принадлежать особям разных видов? Но отбросили такую гипотезу как маловероятную: во-первых, кости обоих индивидов найдены в одном слое на очень маленькой площади (6 м2). Во-вторых, у обоих зубов присутствует ряд признаков, типичных для Homo antecessor. Раньше уже было показано, что различаются и жевательные зубы — моляры и премоляры этих индивидов. Выходит, H1 мужского пола, а H3 — женского. Съеденный мальчик оказался девочкой.
Конечно, надёжность методики была бы выше, будь в руках исследователей больше зубов Homo ancecessor. Кстати, на это есть все шансы: пока что раскопана только небольшая часть пещеры.