У некоторых видов бабочек наблюдается процесс, который можно назвать «войной полов» — у самцов развиваются приспособления, обеспечивающие их отцовство, у самок же отбор идёт в сторону возможности связываться с несколькими самцами.
Одна из «мужских» стратегий — запечатать половой орган самки после акта оплодотворения восковой пробкой. У самок же на это появляются всё более крупные и сложные органы, которые всё труднее запечатывать. Половые органы самцов тоже усложняются, и «брачная пробка» получает крыловидные выступы, скользкие чешуйки и заострённые крючки.
Идёт битва репродуктивных интересов полов, и на каждую адаптацию развивается противодействующая ей стратегия противоположного пола. Может ли этот процесс приводить к появлению новых видов? Предполагалось, что это один из важнейших механизмов видообразования, но гипотеза нуждалась в проверке.
Докторантка лаборатории Кавахара (Kawahara Lab) Флоридского музея естественной истории (Florida Museum of Natural History) Ана Паула Дос Сантос де Карвальо (Ana Paula dos Santos de Carvalho) провела исследование коллекций бабочек с целью проследить эволюцию «брачных пробок» щетиноногих бабочек и связать их развитие с появлением новых видов. Оказалось, что в трибе Acraeini (около 300 видов) в линиях с «пробками» и линиях без таковых видообразование происходило с одинаковой скоростью.
Гипотеза о том, что конкуренция репродуктивных стратегий двигает эволюцию, не нашла подтверждения.
«Я ожидала увидеть связь между пробками и новыми видами, появляющимися быстрее, но моя работа показала, что никакой связи вообще нет, — говорит Карвальо. — Другие исследования предполагали связь между конфликтом полов и разнообразием, поэтому эти результаты были неожиданностью».
«Брачные пробки» (или по-научному сфрагис) находят у примерно у 1% видов бабочек. Они могут быть совсем небольшими, но в некоторых случаях представляют собой довольно сложное сооружение. Но все они служат одной цели: репродуктивному успеху отдельного самца. У бабочек большая часть яйцеклеток оплодотворяется спермой последнего партнёра и самцам выгодно блокировать соперников. Самки (и вид в целом) выигрывают от спаривания с несколькими самцами. Другой партнёр может обеспечить более качественный генетический материал, а многократное спаривание увеличивает генетическое разнообразие потомства.
Самцы у видов, производящих пробки, потеряли потребность в ухаживающем поведении, которое часто предшествует спариванию у других бабочек. Самцы просто ловят самок в воздухе и тащат на землю. После вливания спермы самцы выделяют предварительно сформованный сфрагис, который застывает на брюшке самки. У стратегии есть очевидные минусы — на формирование пробки тратятся ресурсы и время, самец не может оплодотворить большое количество самок.
Могут ли самки избавиться от мешающей пробки? Вопрос не получил однозначного ответа. Наблюдения, по словам Карвальо, свидетельствуют о том, что сфрагисы сложной архитектуры чаще простых остаются неповреждёнными. Это может показаться победой стратегии самцов, но эволюционное древо щетиноногих бабочек показывает, что и противоположная стратегия сильна — некоторые виды потеряли сфрагис в ходе развития.