Череп на верёвочке: культ обитателей Гёбекли-Тепе

Культ черепов — практика, которая кажется нам зловещей, но, быть может, не так уж сильно отличается от привычных для нас погребальных обрядов. Известно, что начиная с каменного века, в некоторых древних обществах практиковались ритуалы, связанные с головами умерших. В сообществах неолита на территории современной Турции и Леванта такие культы были обычным делом. Черепа сохраняли в особых местах, украшали, раскрашивали охрой, иногда намеренно уродовали или даже имитировали части лица с помощью гипса. Возможно, это было элементом почитания предков, а может быть, люди верили, что от мёртвых к живым передаются какие-то важные свойства. Судя по всему, именно с такого рода традицией столкнулись немецкие археологи, изучающие Гёбекли-Тепе — знаменитый памятник начала неолита, находящийся в Турции, в 50 км от сирийской границы. Об этом учёные пишут в Science Advances.

Гёбекли-Тепе — местонахождение на юго-востоке Турции, где более 11 тыс. лет назад люди впервые создали крупные сооружения из камня. Открытый в 90-е годы прошлого века, этот памятник удивил и озадачил археологов: ведь жившие здесь охотники-собиратели ещё даже не знали сельского хозяйства, однако смогли воздвигнуть 8 монументальных конструкций из известняка в виде овальных стен, в центре каждой из которых находилось по два Т-образных мегалита, самые крупные более 5 м высотой. Камни украшены резными изображениями животных и людей.

Собственно, погребений на памятнике не найдено, зато археологи обнаружили довольно много (около 700) фрагментов человеческих костей, причём из них более 400 — части черепов. Такая картина кажется необычной. На 40 черепных фрагментах специалисты обнаружили следы орудий: кто-то очищал головы умерших от плоти. Кроме того, на двух из семи найденных шейных позвонков имеются отметины, характерные для процесса отрезания головы.

Среди этой массы останков выделяется 7 фрагментов черепов, обнаруженных в трёх различных местах — двух на восточной стороне и одном на западной стороне холма. Специалисты считают, что эти останки принадлежали 3 различным взрослым людям (от 20 до 50 лет). Находки настолько фрагментарные, что пол этих людей определить не удалось (только череп номер 1, возможно, женский). Чем же эти огрызки привлекли внимание учёных? Дело в том, что на них антропологи заметили следы необычных манипуляций: одно просверлённое отверстие, множество странных надрезов, а также метки охрой.

Схематические изображения найденных фрагментов черепов 1-3. Красным отмечены следы манипуляций с черепами.

Надрезы расположены не как попало: эти глубокие — до 4 мм — борозды идут по черепу спереди назад по центральной линии, через лоб, продолжаются на затылке и даже — в случае черепа 1 — на нижней челюсти. Трасологи — специалисты по следам — пришли к выводу, что надрезы образовались в результате множества режущих движений каменными орудиями. Судя по их расположению, подобные борозды не могли оставить при скальпировании или очистке черепов от плоти (такие следы на черепах тоже есть, и располагаются в местах крепления мышц, так что очистка черепа точно производилась).

Отметины на черепах, по всей видимости, древние, поскольку поверхность внутри борозд такого же цвета, что и окружающая кость, а края повреждений сглажены (если бы борозды были оставлены недавно, края должны были быть острыми). Поскольку признаков заживления нет, модификации с черепом производились уже после смерти человека. При этом, судя по особенностям следов, кость надрезали, когда она ещё была эластичной, то есть вскоре после того, как хозяин черепа умер. Это же относится и к отверстию, просверлённому в левой теменной кости черепа 1. Этот череп со следами пигмента был найден в скоплении охры, что может говорить о его особом значении для древних обитателей Гёбекли-Тепе. Авторы добавляют, что для эпохи раннего неолита находки просверлённых черепов крайне редки.

Всё в целом не похоже ни на трепанации, ни на другие известные манипуляции с головой — типа изготовления чаш из черепов (было у древних и такое развлечение).

Изображения из Гёбекли-Тепе: А) скульптура с отрубленной головой; В) Фигура «приносящего дары» с головой в руках; С) Т-образный монолит с рельефом, в правом нижнем углу — безголовая фигура с поднятой рукой и фаллосом.

Как же это понимать? Поскольку находки сделаны в месте, явно служившем для ритуалов, авторы исследования считают, что столкнулись с ранее неизвестным вариантом культа черепов. Вряд ли надрезы и отверстия выполняли эстетическую функцию. Учёные полагают, что отверстие служило для крепления верёвочки, которая охватывала череп, а прорезанные борозды нужны были, чтобы верёвка не соскальзывала. Зачем верёвка? Ну, например, подвешивать на ней череп, а также — чтобы не отваливалась нижняя челюсть. А может быть, верёвки предназначались для прикрепления каких-то декоративных элементов, типа маски. Не исключено, что черепа выставлялись вокруг древнего святилища в особых местах.

Кому принадлежали черепа — почитаемым предкам или, наоборот, убитым врагам — сложно сказать. Не ясно также, проводился ли ритуал здесь, или черепа принесли в Гёбекли-Тепе из другой местности. Одно известно точно — у обитателей Гёбекли-Тепе было особое отношение к головам умерших. Доказательства тому — вырезанные на камнях памятника изображения. Например, безголовая фигура с фаллосом на одном из Т-образных монолитов; статуи со специально отделёнными головами, а также хищные животные, сжимающие в когтях нечто, похожее на отрубленные головы. Есть и известняковая фигура «приносящего дары» — существа, которое стоит на коленях, а в руках держит человеческую голову. Вряд ли кого-нибудь из наших читателей обрадовал бы такой «подарочек», но 11 тысяч лет назад люди мыслили иначе.

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).