Эй, малявка, учись! Шимпанзе обучают детёнышей удить термитов

Считается, что существование и развитие человеческой культуры стало возможным благодаря тому, что члены древнего сообщества могли учиться друг у друга. Собственно, по одному из определений, культура — эта некая информация, передаваемая с помощью социальных, а не генетических механизмов, то есть с помощью обучения.

Как происходит передача знаний?

В самом простом случае молодые особи наблюдают за опытными и перенимают их навыки. Но более сложные формы поведения требуют активного обучения, когда опытный член сообщества целенаправленно делится тем, что умеет, с другими. Активное обучение у животных наблюдается редко, и его сложно зафиксировать в дикой природе. Хотя наши ближайшие родственники — шимпанзе — регулярно делают орудия, приматологам до сих пор мало известно о том, как эти сообразительные приматы учат друг друга. Недавно международной группе учёных удалось наблюдать за этим процессом в естественных условиях. Результаты исследования опубликованы в Scientific Reports.

Парадокс в том, что, с точки зрения опытной особи, учить других невыгодно: ведь то время, в течение которого член сообщества поучает молодых, он мог бы потратить на добывание пищи или на другие нужды. Для того чтобы обучение происходило, выгода, получаемая молодыми членами группы, должна перевешивать энергетические потери «учителей».

Некая форма поведения считается «активным обучением», если выполняются три условия:

  1. Действие происходит в присутствии неопытного индивида — «ученика»;
  2. Требует затрат от «учителя»;
  3. Способствует приобретению навыков учеником.

Разные формы обучения удалось обнаружить не только у обезьян, но также у сурикатов, у некоторых птиц и даже у муравьёв.

Теперь подобный вид поведения учёные зафиксировали у шимпанзе в «треугольнике Гуалого» (Goualougo Triangle) — заповедном участке в бассейне реки Конго. Шимпанзе в Гуалого умеют удить термитов с помощью специально подготовленных веточек — с них удаляют листья и обкусывают кончик, причём в качестве удочек используют только определённые растения. Этот способ добывания пищи характерен для данной группы шимпанзе, что позволяет говорить о некой «культурной традиции», передаваемой из поколения в поколение.

Добывание термитов — сложный процесс, требующий использования разных орудий. Например, если хочется полакомиться обитателями наземного термитника, шимпанзе сначала специальной веточкой расковыривают вход в термитник, а затем уже применяют травинку в качестве удочки. Если же обезьяна нашла подземное гнездо термитов, она вскрывает его с помощью прочной и острой палки.

Для того чтобы выяснить, как происходит обучение, специалисты установили рядом с термитниками специальные видеоловушки с инфракрасными датчиками движения. Надо сказать, что использование таких устройств произвело настоящую революцию в изучении диких шимпанзе. Теперь приматологам не нужно, подобно знаменитой Джейн Гудолл (Jane Goodall), месяцами находиться рядом с обезьянами, ожидая, когда те привыкнут к человеку и станут вести себя «естественно». Видеоловушки работают 24 часа в сутки и бесстрастно фиксируют всё происходящее. Записав 224 часа видео, учёным удалось поймать те моменты, когда взрослые самки шимпанзе приходили к термитникам со своими юными отпрысками.

Что же происходило?

Когда чадо хотело кушать, оно подходило к мамаше и протягивало руку. В ответ родитель немедленно отдавал отпрыску готовое орудие, и юная обезьянка начинала удить термитов, «как большая». Всего зафиксировано 96 подобных ситуаций, в которых участвовало 13 родителей и 13 детёнышей обоих полов. Передача орудий — одна из возможных форм обучения, но исследователи решили проверить: удовлетворяет ли наблюдаемый процесс строгим критериям. Затратно ли такое поведение для матери, и что приобретает детёныш? Оказалось, что самка, отдав подготовленную веточку «ученику», после этого меньше времени занималась добыванием пищи и в среднем поедала меньше термитов, чем до передачи орудия. Логично, что ученик, вооружившись «удочкой», напротив, получал больше пищи.

Кроме того, учёные обнаружили и вовсе удивительную вещь. Мудрые шимпанзиные мамаши изобрели способы, позволяющие им и молодёжи помочь, и себя не забыть. Некоторые самки приносили к термитнику сразу несколько заготовленных «удочек» про запас — одной они пользовались, а другими делились с детёнышами. Другие пошли ещё дальше: они расщепляли веточку вдоль и отдавали детёнышу половинку, а вторую оставляли себе. Приматологи зафиксировали 11 подобных случаев. Таким образом, самка, поделившись с детёнышем, не теряла времени и продолжала активно добывать еду.

Некоторые скептики, правда, предположили, что мамаши вовсе не хотели учить детёнышей, а просто старались отделаться от попрошаек (это называется «делиться под давлением»). Однако наблюдения показали, что обезьянка, получив орудие, начинала клянчить ещё активней (совсем как человеческий ребёнок — поиграет, бросит и бежит к маме за новой игрушкой). Так что родители делились со своими отпрысками совершенно бескорыстно, зная, на что идут.

Ну и напоследок прекрасные видео:

Детёныш выпрашивает удочку у мамы, и она вынуждена идти за другой

У этой мамы есть запасная удочка

А эта умная самка расщепляет веточку на две

[TBS_COLLAPSE accordion=’y’]
[TBS_COLLAPSE_GROUP title=»Источник (кликните, чтобы посмотреть):» open=’n’ color=»green»]

  1. Musgrave, S. et al. Tool transfers are a form of teaching among chimpanzees. Sci. Rep. 6, 34783; doi: 10.1038/srep34783 (2016). http://www.nature.com/articles/srep34783

[/TBS_COLLAPSE_GROUP]
[/TBS_COLLAPSE]


Автор — Александр Соколов.
Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).