Интеллект собак зависит от способности к самоконтролю

Способность собак решать задачи с объектами материального мира определяется не опытом взаимодействия с физической средой, а уровнем тормозящего контроля. К такому выводу пришли учёные из Венского ветеринарного университета (нем. Veterinärmedizinische Universität Wien).

Исследователи пытались выяснить, могут ли собаки в процессе игры изучить окружающую среду и впоследствии использовать эти знания в других ситуациях, как это делают младенцы. Оказалось, что собаки не переносят знание о физических законах из одной ситуации в другую, но воспринимают каждое задание как новую проблему, которую они могут научиться решать.

В ходе исследования сорок щенков породы бордер-колли разделили на три группы. Собакам первой группы выдали игрушки, которые могли бы помочь им изучить взаимосвязи в окружающем мире, например, влияние гравитации. Впоследствии эти знания должны были пригодиться при решении подготовленных экспериментаторами заданий. Особи второй группы получили похожие игрушки, которые, однако, не позволяли получить нужные знания. Третья группа играла с мячиками, верёвочками и другими привычными для собак предметами.

Затем животные всех трёх групп решали задачи, чтобы продемонстрировать, насколько хорошо они изучили физическое окружение. Например, задание на константность размера должно было показать, понимает ли собака, что объект не меняет размер, когда временно пропадает из поля зрения. Особи из группы с «умными игрушками» решали задачи не лучше тех, кто играл с мячиками.

В ходе исследования собаки также проходили тесты на тормозящий контроль — способность преодолеть естественную или привычную поведенческую реакцию, чтобы выполнить наиболее подходящее действие. Животным нужно было удержаться от поедания лакомого кусочка, найти пищу под двумя колпаками из трёх, не переворачивая все подряд и т.д.

Учёные хотели узнать, связана ли успешность решения задач с уровнем тормозящего контроля собаки. Оказалось, что связь есть, но не прямая. В зависимости от задания, высокий тормозящий контроль помогал или мешал животным. Кроме того, успешность выполнения разных заданий предсказывали разные тесты на тормозящий контроль. Исследователи отметили, что помимо тормозящего контроля на успешность решения могли повлиять обучаемость животных и различия зрительного восприятия.

Каким конкретным образом тормозящий контроль влияет на решение задач, до конца не ясно. Авторы отмечают, что необходимы дальнейшие исследования для прояснения более общего вопроса — является ли неспособность переносить знания между различными задачами, которую они обнаружили у собак, правилом для млекопитающих или всё же исключением.

Юлия Коровски :