Бывает, что человек в чём-то талантлив. То есть достигает в некоторой сфере существенно больших результатов, чем большинство других людей. Случаи такой исключительной производительности (этот термин исследователи используют как синоним слова «талант») сложно объяснить. У учёных нет даже уверенности в том, детерминировано ли это явление преимущественно биологически или же, напротив, обусловлено, в основном, обучением, воспитанием, социальным окружением и иными внешними воздействиями. Наблюдения за однояйцевыми близнецами, воспитывающимися в одинаковых условиях, не помогают пролить свет на этот вопрос: случается, что один из близнецов демонстрирует исключительную производительность, а второй нет. Недавно учёные из Будапешта задумались о том, что доступной животной моделью для исследования исключительной производительности могли бы стать собаки.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эту мысль, необходимо было экспериментально выяснить: наблюдаются ли у собак случаи индивидуальной, т.е. не обусловленной породой, исключительной производительности. Наверняка все мы слышали о талантливых собаках, знающих много слов, в частности — названия конкретных игрушек. Но обыденное знание не всегда подтверждается научным экспериментом. Поэтому, чтобы выяснить, могут ли собаки послужить животной моделью для изучения таланта, венгерские учёные провели исследование, в ходе которого хозяева собак пытались научить своих питомцев, как называется та или иная игрушка. Обучению поддались далеко не все животные.
В течение двух лет авторы исследования искали собак для эксперимента — и в итоге отобрали 40 псов разного возраста из Венгрии и Бразилии. 34 испытуемых животных к началу исследования не знали никаких названий собачьих игрушек, 6 — знали названия от 20 до 59 игрушек. Авторы хотели, чтобы все псы в ходе трёхмесячного эксперимента выучили названия хотя бы двух новых игрушек. Для этого хозяева каждый день тренировали питомцев по 5—10 минут: показывали игрушку, несколько раз проговаривали её название, кидали её собаке, снова повторяли, что это за игрушка. Если собака по просьбе хозяина находила игрушку в куче других, пса гладили или давали ему угощение, а потом приступали к работе с новой игрушкой. Каждую неделю специалисты общались с хозяевами по скайпу, спрашивали об успехах и давали советы по дрессировке.
В конце каждого месяца учёные проводили тестирование, в ходе которого просили собак найти определённую игрушку. В итоге с заданиями справились все 6 собак, которых ранее тренировали, и лишь одна собака по кличке Олива, ранее ничему не обучавшаяся. За первый месяц дрессировки Олива выучила 10 названий игрушек, за второй — 11. К сожалению, потом она скончалась — по словам хозяев собаки, у неё с самого детства было слабое здоровье. Учёные считают, что случай Оливы доказывает: не обязательно иметь опыт по «заучиванию» названий, чтобы выучить что-то новое. Кстати, почти все хозяева собак, которые к началу эксперимента знали названия разных игрушек, заявили, что не обучали своих питомцев специально — те выучили, как называется та или иная игрушка, в ходе обычных домашних игр. «Таким образом, эти собаки продемонстрировали исключительную способность к обучению без каких-либо специальных дрессировок», — говорят исследователи. И ещё один интересный факт: четыре собаки, прошедшие тест (в том числе Олива), жили в одном доме с другими собаками, однако те, другие, собаки ничего не выучили. «Хотя очень маловероятно, что собак, живущих в одном доме, по-разному обучали и воспитывали», — комментируют специалисты.
Все псы, прошедшие тест, выучили от 10 до 37 названий новых игрушек. Успех обучения собак не зависел от их возраста — хотя до начала эксперимента учёные предположили, что щенки будут обучаться быстрее и успешнее. А ещё все «сдавшие» экзамен псы были породы бордер-колли. Широко известно, что представители пастушьих пород особенно хорошо обучаются, а бордер-колли показывают особенно впечатляющие результаты. Правда, в эксперименте приняли участие ещё 18 представителей этой пастушьей породы — и все 18 «завалили» тестирование.
По словам авторов работы, собаки, прошедшие тестирование, подобны талантливым людям — они могут делать то, чего не умеет большинство особей их вида, и, видимо, действительно могут служить моделью для исследования таланта.
С текстом работы можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.