Жители острова Пасхи знали толк в базальте

Загадочные статуи острова Пасхи особенно полюбились российским (тогда — советским) гражданам после перевода на русский книги Тура Хейердала «Аку-аку. Тайна острова Пасхи». Этот знаменитый путешественник не только развивал оригинальные теории заселения острова из Южной Америки, но в 1955—1956 гг. провёл на острове Рапануи (так называют остров местные жители) серию экспериментов с целью показать: как изготавливались и транспортировались статуи моаи? Тогда группа аборигенов острова с помощью базальтовых рубил, найденных прямо в каменоломне, наметила в скале 5-метровую статую из вулканического туфа. Из этого материала сделаны большинство статуй, которых на острове найдено более 900. Внушительная цифра, если учесть, что первые люди прибыли на остров, вероятно, меньше 1000 лет назад.

В настоящее время на острове продолжают работать археологи, которые используют для проникновения в тайны статуй современные технологии. В журнале Journal of Pacific Archaeology опубликована статья, являющаяся результатом нескольких лет труда двух групп: проекта «Статуи острова Пасхи» и «Геохимического проекта Рапануи». Первый проект, основанный ещё в 1982 году, ставил себе исходной целью изучить и нанести на карту все статуи острова, а также каменоломни, где их изготавливали, и другие источники ресурсов, необходимых для создания моаи.

Одна из важнейших площадок, где вырубались статуи — потухший вулкан Рано Рараку, точнее, каменоломни на его склонах и в кратере. В районе вулкана до сих пор можно увидеть много статуй разной степени завершённости. База данных проекта «Статуи острова Пасхи» содержит информацию о 304 целых статуях, а также о множестве голов, торсов и обломков статуй на склонах Рано Рараку — это не считая вырубленных из туфа блоков, из которых собирались, но не сделали моаи. До прибытия на остров европейцев Рано Рараку играл важную роль в общественной жизни Рапануи, поэтому археологи изучают это место особенно тщательно. Несколько лет назад участники проекта решили провести раскопки двух статуй, находящихся во внутренней части вулкана. На самом деле, эти статуи уже раскапывали в 1919 году, но результаты задокументировали плохо.

Обе статуи большей частью вросли в землю — чтобы докопаться до их основания, исследователям понадобилось углубиться в породу на 5 метров. Верхние 2 метра из этих отложений — осадок, который накопился из-за сползания со склонов вулкана почвы, потревоженной вырубкой лесов. Таким образом, статуи были вкопаны на 3 метра, а остальное насыпалось уже после того, как люди оставили это место.

Статуя моаи rr-001-156 в процессе раскопок.

Одну из статуй раскопали полностью, а вокруг вырыли серию 5-метровых шурфов. В результате раскопок в руках у археологов оказалось более 1600 базальтовых орудий — тёсел, кирок и их фрагментов. В 2011 году учёные исследовали химический состав 170 таких изделий и выяснили, что, судя по различиям в содержании некоторых химических элементов, орудия происходят как минимум из двух разных месторождений базальта. К тому моменту на острове уже было обнаружено 15 источников базальта, но геохимических исследований в них ещё не проводилось.

И вот теперь исследователи решили выяснить, где рапануйцы брали сырьё для орудий.

Тут и приходился «Геохимический проект Рапануи», в рамках которого изучались каменоломни острова. С 2014 по 2017 год специалисты облазили более 80 шахт, каменоломен и рабочих площадок, находившихся в 5 точках острова. Все участки картографировали с помощью квадрокоптера, а также взяли образцы для геохимии.

Среди источников базальта на Рапануи исследователи выделяют несколько площадок. Во-первых, это Ава o’Кири и Пу Токитоки на севере острова, месторождения мелкозернистого базальта. Здесь когда-то производили тёсла. Исследователи обнаружили камни-отбойники, ядрища, много отходов от производства, а также специальные ямы, в которых хранились валуны, используемые для дробления камня.

На другом конце острова, на юго-западном берегу, находится комплекс базальтовых шахт до 15 м в глубину. Слоистый камень из этих шахт идеально подходил для изготовления ножей и рыболовных крючков. Здесь же добывался минеральный краситель.

Наконец, в местонахождениях Рано Кау и Ваи Атаре (тоже на западе) рапануйцы, вероятно, брали камень для сооружений в церемониальном центре Оронго.

Итак, исследователи получили образцы базальта из 31 источника на острове, а также отобрали для анализа 4 каменные кирки и 17 фрагментов орудий, найденных рядом со статуями. Оставалось сравнить состав орудий и источников сырья.

Базальтовые тёсла, найденные при раскопках.

Что же показало исследование? По его результатам, все 4 орудия принесены из северных каменоломен Ава о’Кири и Пу Токитоки. Оттуда же происходит более 60% остальных фрагментов. Только 2 образца состоят из базальта с юго-запада острова.

Правда, несколько находок по своему составу не подходят ни под один из карьеров, изученных на Рапануи. Видимо, остались ещё неисследованные каменоломни где-то в центре острова.

Результат подтвердил выводы предыдущих исследований: базальтовые орудия в каменоломню тащили с севера острова, где находятся месторождения качественного, мелкозернистого базальта. Но когда это происходило?

На помощь учёным пришёл радиоуглеродный анализ. Специалисты датировали древесный уголь, найденный в отложениях вокруг статуи на глубине до 420 см. Полученные даты попали в диапазон 1455—1645 гг. нашей эры. Именно в этот период, полагают историки, на Рапануи расцвело активное производство статуй моаи. Судя по состоянию каменоломен вулкана Рано Рараку, когда-то здесь кипела работа, мастера трудились над множеством скульптур. Поскольку базальтовые орудия быстро изнашиваются, для непрерывной работы поставки инструментов должны быть регулярными. Ремесленникам требовалось много тёсел про запас. Поэтому их здесь столько и валяется.

Таким образом, авторы исследования считают, что скопление базальтовых тёсел и кирок в Рано Рараку говорит не о внезапном прекращении работ («коллапсе», как об этом писал Джаред Даймонд), а о том, что изготовители статуй были хорошо организованы и планировали работу на долгое время вперёд. Это и позволило им изготовить 1000 моаи за короткий период. Учитывая объёмы выработки, учёные полагают, что базальтовые карьеры начали использовать давно, возможно, прямо с момента заселения острова. Вероятно, добыча велась некими специализированными группами, которые должны были работать в базальтовых каменоломнях постоянно. От этого труда зависела жизнь всего острова, а орудия использовались не только для статуй, но и для обработки дерева, изготовления каноэ и других целей. Авторы думают, что эти «специалисты по базальту» были привилегированным сословием, чей труд высоко ценился и вознаграждался изысканными деликатесами — «рыбой, омарами и угрями».

Учёные планируют заняться анализом ещё не охваченных геохимиками карьеров, и отправиться в центр острова для поиска ещё неизвестных каменоломен. Кроме того, в базальтовых каменоломнях Рапануи до сих пор не проводилось археологических раскопок. Начало таких работ позволит и уточнить технологию изготовления орудий, и получить новые датировки.

В заключение авторы благодарят не только специалистов, с которыми сотрудничали, но и нынешних рапануйцев — потомков создателей моаи. Статья заканчивается фразой на рапануйском языке: Ka oho riva riva korua. Наверное, это означает что-то хорошее.

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).