«Палеолитическая Венера» из Брянской области: комментарии археологов

Верхнепалеолитическая Венера из брянской области.

На верхнепалеолитической стоянке «Хотылёво-2» в Брянской области нашли статуэтку «Венеры» из бивня мамонта. Находка сделана учёными Института археологии РАН.

Кроманьонцы населяли стоянку в Хотылёво 21—24 тыс. лет назад. Археологи работают на памятнике давно, и здесь сделано уже немало замечательных находок. О новой фигурке «палеолитической Венеры», обнаруженной в Хотылёво, я слышал ещё летом, когда участвовал в раскопках на памятнике среднего палеолита Бетово, находящемся неподалёку от Хотылёво. Сейчас опубликована официальная информация о статуэтке. Я обратился за комментарием к руководителю экспедиции Константину Гаврилову, заместителю заведующего Отделом археологии каменного века ИА РАН, кандидату исторических наук.

Вот что рассказал Константин:

«Хотылёво-2 было открыто брянским археологом и краеведом Ф. М. Заверняевым в конце 60-х годов прошлого века. Наша экспедиция (ИА РАН) работает на памятнике с 1993 г. Хотылёво-2 относится к кругу памятников так называемого восточного граветта, в который входят такие известные стоянки, как Виллендорф II, Дольни-Вестонице, Павлов, Петржковице, Пршедмости, Краков-Спадзиста, Костёнки I (1 слой), Авдеево, Гагарино, Зарайск. Практически на всех этих памятниках, кроме Спадзисты, были найдены произведения первобытного искусства, связанные с женским образом: статуэтки, а в Пршедмости — гравировки, изображающие женщин с головой зверя. Несмотря на известные аналогии в их культуре, каждый памятник обладает выраженными индивидуальными чертами. То же проявляется и в мелкой пластике. Восточнограветтские памятники позволяют изучать процесс освоения Центральной и Восточной Европы коллективами «охотников на мамонтов».

Расскажите, пожалуйста, подробней про новую находку.

«Статуэтка в Хотылёво-2 была найдена прошлым летом, во время раскопок нового комплекса, открытого в 2005 г. Для него характерны значительные скопления костей животных, в основном — мамонта. Мы нашли здесь ямы, крупное скопление костного угля, многочисленные пятна охры. Сама статуэтка изображает довольно тучную женщину, но при этом фигурка очень изящна, благодаря своим миниатюрным размерам (около 5 см в длину) и удлинённым пропорциям ног. Достоинства её состоят в художественном совершенстве. Кроме того, надо отметить хорошую сохранность фигурки и ясный археологический контекст. Последнее важно для реконструкции значения этого произведения».

Это ведь не первая находка такого рода на памятнике?

«Да. В 2009 г. на участке этого комплекса уже была найдена двойная женская фигурка. В прошлом году нами были также обнаружены фрагмент наконечника дротика из бивня, а также фрагмент лопаточки из ребра мамонта. Надеемся, что находки продолжатся. Можно ожидать, что будут обнаружены как новые произведения искусства, так и предметы вооружения, украшенные орнаментом».

Высказать своё мнение о памятнике Хотылёво-2 я попросил и эксперта АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к. и. н. Александра Очередного, научного сотрудника отдела палеолита ИИМК РАН. Вот что он говорит:

«Как сейчас оценивает памятник автор раскопок — лучше, безусловно, спрашивать у него самого. Но то, что Хотылёво-2 — огромное поселение граветтского времени (в чем, по моему мнению, его уникальность и состоит) — факт бесспорный. Насколько я знаю, сейчас одним из самых важных вопросов является проблема одновременности / разновременности различных объектов, найденных на памятнике. А также проблема дополнительных культурных горизонтов (или — субгоризонтов), которые могут свидетельствовать в пользу различных этапов посещения одних и тех же участков группами с одинаковыми или очень сходными культурными чертами».

И ещё три комментария от петербургских археологов.

Мария Желтова, к. и. н., н. с. Отдела палеолита ИИМК РАН:

«Статуэтка была представлена научной общественности на прошлой неделе на международной конференции «Искусство каменного века: образы, знаки, контекст», проходившей 10—12 апреля в Санкт-Петербурге. Можно только поздравить Константина Гаврилова с такой замечательной находкой. Стилистически её можно отнести к хотылёвско-гагаринскому типу, хотя она и выбивается несколько из общего ряда. На снимках без масштаба она кажется массивной и крупной. Но лёжа на ладони, производит необыкновенно изящное впечатление, в частности, благодаря проработке ножек, одна из которых заканчивается «копытцем» — по-видимому, стилизованное изображение обуви. Подобное встречается на ряде статуэток».

Лисицын Сергей Николаевич, с. н. с. отдела палеолита ИИМК РАН, к. и. н.:

«Свежее открытие антропоморфной бивневой статуэтки в Хотылёво-2 дополняет художественный ряд «Венер» палеолита, известных по прежним находкам на этой деснинской стоянке, а также на некоторых других граветтских памятниках в Восточной и Центральной Европе. В настоящее время обнаружено не более трёх десятков статуэток столь замечательной целости и сохранности, обладающих сходными гиперреалистично телесными формами. Таковые, видимо, были призваны подчеркнуть эстетически важные для первобытного человека атрибуты собирательного портрета женского божества. Новая статуэтка несколько выбивается из хотылёвского ряда и напоминает классические костёнковские статуэтки. Это подтверждает высказанные ранее предположения о прочных культурных связях, существовавших между группами палеолитических охотников, которые обитали 23—21 тыс. лет назад в бассейнах Десны, Оки и Дона. Искренне поздравляю коллег с таким прекрасным открытием.

By the way, — на той же конференции в Питере «Искусство каменного века: образы, знаки, контекст» 9—12 апреля 2017, где была презентована новая хотылёвская статуэтка, я докладывал об открытии ещё одной бивневой статуэтки со стоянки Борщёво 5 в Костёнковско-Борщёвском районе на Дону. Она чуть древнее, чем в Хотылёво (~25—24 тыс. лет назад, судя по последним радиоуглеродным датам) и несколько отличается от канонических антропоморфов восточного граветта. Например, у неё выделен лик с индивидуальными чертами лица, ушей, причёски в виде короны, но совсем не обозначены части тела. Статуэтка была обнаружена стоящей вертикально вблизи кострища, — организующего центра скопления находок, которое я склонен интерпретировать как остатки чума — фактически это хранительница очага в прямом смысле. Похожая статуэтка, но гораздо худшей сохранности, в 1938 г. была найдена в Костёнках 4. По некоторым признакам обе они находят аналогии не у нас, а в западно- и центральноевропейском палеолитическом искусстве и, как ни странно, в далёкой сибирской Мальте.

В общем, ИИМКу в плане открытий тоже есть чем похвастать. Прикладываю постер с конференции.

Кликните для просмотра в полном размере.

А вот здесь 3D модель, её можно покрутить со всех сторон: https://sketchfab.com/models/dd9280c284264dbcaf9eba26fc5f165a»

Синицын Андрей Александрович, с.н.с. отдела палеолита ИИМК РАН, к.и.н.:

«Могу сказать, что это феноменальная статуэтка и по выразительности и по техническому исполнению. Если пытаться определить ее «место» среди известных статуэток, то она явно «восточноевропейская», стилистически (и/или типологически) отличная от итальянских и от сибирских. Трактовка головы ближе всего Зарайской статуэтке; в трактовке тела индивидуальных черт не больше, чем общегрупповых, но они, явно определяющие. Впрочем, по моим представлениям, во всех европейских статуэтках акцент делался именно на индивидуальных особенностях. Сибирские более «стандартизованы», хотя и тут (в Мальте) очевидно существование не менее трех «стандартов».»


Интервью провёл Александр Соколов.
Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).