Нет удачнее места, чтобы найти лучшую новую научную фантастику, чем шортлист премии Артура Кларка (Arthur C. Clarke Award). В этом году отобранные более чем из сотни романов шесть книг-кандидатов переполнены новыми идеями и свежими подходами к основным темам научной фантастики, от гибнущих звездолётов и ускоренной эволюции до постчеловеческих сверхспособностей и путешествий во времени. Лауреат премии, теперь уже тридцатый, будет объявлен 24 августа.
Дэйв Хатчинсон. «Европа в полночь»
Dave Hutchinson. Europe at Midnight
После результатов референдума о выходе Великобритании из ЕС роман «Европа в полночь» Дэйва Хатчинсона, действие которого разворачивается в балканизированной Европе ближайшего будущего, кажется более пророческим, чем когда-либо. Действие происходит в том же мире (но с другими персонажами), что и в его предыдущем романе, Europe in Autumn («Европа осенью»). Роман начинается в, казалось бы, герметичном карманном мире, Кампусе, в котором в период после кровавой революции новый «профессор разведки» раскрывает опасный заговор. Тем временем расследование рядовой поножовщины превращается для британского офицера разведки в поиск воображаемого графства, придуманного семьёй эксцентричных землевладельцев. Две сюжетные нити постепенно сливаются, достигая кульминации в миссии по проникновении в Сообщество, очаровательно старомодную и в тоже время мрачноватую английскую Руританию, прячущуюся под растрескавшейся картой Европы.
Ярко обрисованные места действия и убедительно сложная интрига оживлены ироничным цинизмом, хитроумным введением читателя в заблуждение и оммажами канону шпионской литературы. Подобно Джону ле Карре, Хатчинсон помещает человеческие истории в самый центр заговоров, и подобно Эрику Амблеру, он раскрывает героический импульс в обычных людях, оказавшихся в обстоятельствах, которые они только отчасти видят или понимают. Хатчинсон мастерски превращает разрозненные истории в единое целое, ставя под вопрос и высмеивая английскую средневековую литературу и природу английскости с едким остроумием.
Ннеди Окорафор. «Книга Феникс»
Nnedi Okorafor. The Book of Phoenix
Переворачивая знакомую историю происхождения супергероя, «Книга Феникс» Ннеди Окорафор представляет собой полемические мемуары самозваной суперзлодейки, найденные в постапокалиптическом будущем. Рассказчица собственной истории, Феникс Акоре — вундеркинд африканского происхождения, модифицированная с помощью генной инженерии влиятельной, но секретной компанией Big Eye. Способная поднимать температуру своего тела до температуры лампы накаливания, она заточена с себе подобными в башне в частично затопленном Манхэттене близкого будущего. Очевидное самоубийство её друга приводит Феникс в ярость, побуждая её разрушить тюрьму, затем она клянется уничтожить компанию после того, как её попытке начать новую жизнь на родине мешают агенты Big Eye.
Как и во всех историях про супергероев, в книге много разрушительных действий, но также пассажей, наполненных нежностью и рефлексией. Центральной темой романа является образование и радикализация Феникс, и её праведный гнев по поводу эксплуатации Африки и её народов, от работорговли и колонизации до использования бессмертной клеточной линии из опухоли Генриетты Лакс. Роман напичкан идеями, которым не всегда уделяется достаточно места, или глубины, которых они заслуживают, но, как и в равной мере богатый ими другой роман Окорафор, «Лагуна» (Lagoon), он также полон жизненной энергией. Обрамляющая история о том, какое в будущем находят применение её мемуарам, меняет месть Феникс, наполняя её глубокой иронией.
Адриан Чайковски. «Дети времени»
Adrian Tchaikovsky. Children of Time
Признанный автор фэнтези Адриан Чайковски элегантно задействует старые приёмы фантастики в «Детях времени», его первом научно-фантастическом романе. Охватывая 70 веков, роман рассказывает две переплетённые истории: возникновение цивилизации пауков, случайно одарённых интеллектом во время неудачной попытки терраформирования, и отчаянные поиски нового дома человеческим экипажем звездолёта, покинувшим умирающую Землю. Чайковски демонстрируют значительную симпатию к его паукообразным персонажам, и их попытке связаться с ангелом-хранителем — вращающимся на орбите ИИ. Судьба людей на борту погибающего звездолета следует более знакомым путём, но умная работа с привычным повествованием о завоевании планеты, и продуманное изображение двух внеземных цивилизаций, пытающихся понять друг друга, является примером классической широкоэкранной научной фантастики.
Джеймс П. Смайт. «Прямиком во тьму»
James P. Smythe. Way Down Dark
Гибнущий космический корабль присутствует также в романе «Прямиком во тьму», первой книге «Австралийской трилогии» Джеймса П. Смайта. На пути к месту неясного назначения, занимающем время жизней нескольких поколений, корабль оказывается под угрозой разрушения, когда нигилистически настроенные обитатели нижних уровней вторгаются на его верхние уровни. Обыденная дикость обитателей корабля и моральные дилеммы подростковой героини Чан Аитч, переданы со всей жёсткостью: в первой главе она убивает свою мать, чтобы наследовать репутацию, которая защищала её людей. Вынужденный героизм и поиски правды Чан в конце концов приводят к раскрытию истинной цели корабля — откровению, ведущему её навстречу новым вызовам и к дальнейшим томам этой мрачной молодёжной серии.
Бекки Чамберс. «Долгий путь к маленькой сердитой планете»
Becky Chambers. The Long Way to a Small Angry Planet
«Долгий путь к маленькой сердитой планете» Бекки Чамберс в целом повеселее. В этом романе космический корабль с экипажем, представляющем собой причудливую смесь людей и инопланетян, выигрывает контракт на прокладку червоточины к месту нахождения ценного элемента. Хотя это шанс получить огромную прибыль, имеется существенное препятствие: несмотря на недавно подписанный договор, милитаристскому клану, контролирующему планету, нельзя до конца доверять. Это мы видели уже в сотне космических опер, но у Чамберс свежий подход к изображению путешествия и тому, что члены экипажа узнают о самих себе. Некоторые могут посчитать, что персонажи слишком легко усваивают жизненные уроки, но исследование Чамберс культурных различий и норм поведения свежо и остроумно. В книге много симпатичных персонажей, живых диалогов и порождённых богатой фантазией автора инопланетян и чужих миров.
Йен Пирс. Аркадия
Iain Pears. Arcadia
В «Аркадии» автор бестселлеров Йен Пирс смешивает жанры путешествий во времени и социальной утопии в повествовании, перемещающемся между Оксфордом 1960-х, мрачным будущим и карманным миром, созданным беглым гением.
Ясный стиль Пирса ведёт читателя уверенным курсом через сложные взаимоотношения между тремя мирами и их различными персонажами к кульминации сюжета о конце света, но прежде всего это история о силе историй: о том, что мы рассказываем себе о наших жизнях, о самостоятельности персонажей этих рассказов (или её отсутствии), об их связи с воображением и свободной волей.