19 июня Госдума приняла в 3-м, окончательном, чтении проект поправок в законодательство в целях расширения использования отечественных компьютерных программ. Закон ограничивает свободный выбор ПО при покупке программ для государственных и муниципальных нужд.
По принятому законопроекту создаётся единый реестр российских программ. Правила, по которым программы будут включаться или не включаться в реестр отечественного программного обеспечения, устанавливаются Правительством РФ. В свою очередь правительство назначает для работы с реестром ПО уполномоченный орган. Текстом он не определён и будет выбран или сформирован по решению Правительства.
В реестр российских программ могут попасть разработки, права на которые принадлежат:
- Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
- российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации, и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
- российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в предыдущем подпункте, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;
- гражданину РФ;
При этом лицензионные выплаты за границу (например, за использование в российском ПО иностранных подпрограмм) должны быть менее 30% от выручки.
Программное обеспечение, подходящее для включения в реестр отечественного ПО, должно свободно обращаться на территории РФ: разработки с элементами гостайны для включения в реестр не подходят. Программы, внесённые в реестр, признаются происходящими из Российской Федерации и могут приобретаться в рамках процедуры госзакупок.
При невозможности выбрать российское ПО в реестре, заказчики обязаны опубликовать в единой информационной системе обоснование невозможности выдержать запрет на покупку иностранного ПО. Формат и требования к содержанию обоснования будут установлены Правительством. Принятый закон не описывает процедуру покупки иностранного ПО, в случае если российского на рынке нет, однако допускает, что могут существовать обстоятельства, при которых допустимы исключения из запрета на покупку у иностранцев.
Настоящий Федеральный закон, после прохождения Совета Федерации и подписания Президентом, вступит в действие с 1 января 2016 года.