Диких животных станет на 67% меньше, чем в 1970 году

Дикие животные
Дикие животные под охраной. Национальный парк в Кении.

На сегодняшний день популяции диких животных во всём мире сократились на 58%. Всемирный фонд дикой природы сообщает, что к 2020 году Земля потеряет уже две трети диких животных. Точкой отсчёта стал 1970 год.

В докладе «Живая Планета. Отчёт 2016: риск и устойчивость в новую эру» (Living Planet Report 2016: Risk and resilience in a new era), подготовленном в сотрудничестве с Зоологическим обществом Лондона (The Zoological Society of London, ZSL) и Глобальной сетью экологического следа (Global Footprint Network), описывающем влияние человека на планету, отмечается, что мы живём в новую геологическую эпоху, выделяющуюся силой воздействия нашего вида на Землю, — антропоцене.

«На протяжении десятилетий учёные неоднократно предупреждали, что человеческие поступки толкают жизнь на нашей общей планете к шестому массовому вымиранию. Доклад подтверждает это», — говорит Марко Ламбертини (Marco Lambertini), генеральный директор Всемирного фонда дикой природы. (далее…)

Частные космические станции

Bigelow Aerospace B330
Возможно, такой будет частная космическая станция Bigelow. Это два состыкованных модуля Bigelow Aerospace B330.

Две компании — Bigelow Aerospace и Axiom Space планируют уже в 2020 году вывести на орбиту частные космические станции. Возможно, что именно эти коммерческие объекты станут основой будущей орбитальной космонавтики после того, как МКС исчерпает свой ресурс. Вопрос о работе МКС после 2024 года всё ещё остаётся дискуссионным и возможно, что международная станция доживает своё последнее десятилетие.

Bigelow Aerospace принадлежат патенты на конструкцию надувных модулей, которая позволяет с меньшими затратами выводить на орбиту аппараты большого объёма. Станция будет строиться из модулей Bigelow Aerospace B330, прототипы такого модуля (Genesis I и II) были выведены на орбиту в 2006—2007 годах и успешно испытаны. Следующим этапом развития идеи надувных элементов стал эксперимент, начатый на МКС весной 2016 года (см. «Астронавты НАСА со второй попытки смогли развернуть на МКС надувной модуль»). (далее…)

|

Томские учёные к 2020 году создадут препарат, способный обнаруживать и лечить рак

В лаборатории по производству радиофармпрепаратов ТПУ
В лаборатории по производству радиофармпрепаратов ТПУ.

Томские учёные планируют разработать к 2020 году тандемный радиофармпрепарат для онкологии, который позволит медикам одновременно диагностировать и убивать раковые клетки, сообщил журналистам директор Физико-технического института Томского политехнического университета (ТПУ) Олег Долматов. (далее…)

|

В США частной компанией будет построен прототип термоядерного реактора

Экспериментальная установка Tri Alpha Energy
Экспериментальная установка Tri Alpha Energy. Окрашенная в красный цвет деталь — один из электромагнитов, удерживающих плазму.

Компания Tri Alpha Energy — крупнейший в мире негосударственный проект по созданию реактора термоядерного синтеза. Компания базируется в США, её основные инвесторы — банк «Голдман Сакс груп» (The Goldman Sachs Group, Inc.) и крупные венчурные капиталисты, среди которых и российское АО «Роснано». Успешная работа экспериментальной установки, удерживавшей плазму в течение 11,5 мс, продемонстрировала перспективность направления развития, выбранного учёными, работающими над проектом, — модели обращённой магнитной конфигурации. Она предполагает удержание плазмы не магнитным полем тороидальной геометрии (как в токамаке), а магнитным полем с линейной цилиндрической схемой. Новые инвестиции, о которых стало известно в мае 2016 года, позволили компании перейти к следующему этапу проекта — постройке прототипа термоядерного реактора, который, как предполагается, начнёт работу в 2020-х годах.

Tri Alpha Energy получила от Goldman Sachs и Пола Аллена 500 млн долларов. Много это или мало? Директор самого известного и масштабного проекта в области термоядерной энергетики — Международного термоядерного экспериментального реактора заявил в апреле, что реактор не заработает ранее 2025 года, а производство энергии начнётся не ранее, чем в 2035 году. Для этого потребуется дополнительное финансирование в размере 5 млрд долларов сверх уже вложенных 17 млрд.

|

Китай запустит станцию для исследования Марса

Е Пэйцзянь
Е Пэйцзянь (слева) празднует успешное прилунение посадочного модуля станции «Чанъэ-3».

Китай после провала совместной с Россией миссии возобновляет программу изучения Марса. В 2020 году будет запущена межпланетная станция, которая займётся исследованием Красной планеты. О старте программы было объявлено на ежегодной сессии Народного политического консультативного совета Китая.

О принятом решении сообщил Е Пэйцзянь (Ye Peijian), ведущий учёный в области информационных технологий и космонавтики, руководитель и главный конструктор лунной программы Китая, а также член Национального политического консультативного совета. «Между учёными и высшими должностными лицами был достигнут консенсус», — сообщил он.

Запуск межпланетной станции намечен на 2020 год. Полёт потребует от семи до десяти месяцев, и в 2021 году станция начнёт изучение Марса.

По словам Е Пэйцзяня, своими размерами и оснащением станция будет в целом напоминать лунный зонд «Чанъэ-3», запущенный в 2013 году. Предполагается, что станция будет оснащена спускаемым модулем и марсоходом.

Предыдущая марсианская программа Китая была свёрнута после неудачного совместного запуска российской станции «Фобос-Грунт» и китайского зонда «Инхо-1» в конце 2011 года. В результате отказа маршевой двигательной установки перелётного модуля «Фобос-Грунт» не смог покинуть орбиту Земли и вместе с «Инхо-1» сгорел в атмосфере 15 января 2012 года.

|

Частная российская компания начнёт возить космических туристов

Капсула с туристами в невесомости
Капсула суборбитального ракетно-космического комплекса многоразового использования.

Российская компания «КосмоКурс», работающая в рамках фонда «Сколково», получила от «Роскосмоса» допуск к разработке проекта многоразовой системы для доставки в космос туристов. «КосмоКурс» стал первой частной компанией в России, получившей подобное разрешение.

Комплекс, над которым ведёт работы «КосмоКурс», состоит из многоразовой ракеты-носителя и многоразового космического аппарата. По словам генерального директора компании Павла Пушкина, глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров уже одобрил проект.

Согласно планам компании, космический аппарат поднимет группу туристов из шести человек на высоту 180—220 км. Полёт будет длиться 15 минут, из которых 5-6 минут туристы будут находиться в невесомости. Вместе с туристами в составе экипажа будет один инструктор. (далее…)

Рынок вертикальных ферм достигнет 3,88 миллиардов долларов к 2020 году

Вертикальная ферма Greensgrow Farm в США.

Компания Research and Markets представила отчёт «Рынок вертикальных ферм по функциональным устройствам, механизму выращивания и географии — глобальный прогноз на 2020 год». За базовый год принят 2014, а прогнозируемый период составляет 5 лет — с 2015 по 2020 годы. Согласно отчёту, общий объём рынка вертикальных ферм вырастет с 1 миллиарда долларов США в 2015 до 3,88 миллиардов в 2020 с общегодовым темпом роста 30,7%.

Чтобы оценить размер рынка, Research and Markets определила крупнейших игроков и их доли на рынке. Компания использовала годовые и финансовые отчёты компаний, интервью с экспертами индустрии, презентации и пресс-релизы.

Основные причины роста рынка, по мнению Research and Markets: истощение земель, увеличение городского населения и необходимость производить пищу высокого качества без использования пестицидов. Кроме того, вертикальные фермы позволяют выращивать урожай круглый год, независимо от погодных условий.

|

В Сарове заработает самая мощная в мире лазерная установка

Установка, которая строится в технопарке Саров, должна быть запущена к 2020 году.

Строительство здания для самой мощной в мире лазерной установки началось в 2015 году. Сама установка, которая создаётся в технопарке «Саров», должна быть запущена к 2020 году.

Подобные лазерные установки, по словам замдиректора Института лазерной физики (ИЛФИ) Российского федерального ядерного центра Сергея Белякова, уже есть в США (запущена в 2009 году) и во Франции (строится), но российская будет самой мощной. «Мы идем с неким опозданием по сравнению с американцами и французами, но используем их опыт и ошибки», — отметил учёный.

Лазерная установка необходима для получения альтернативного экологически безопасного источника энергии. «У станции, которая будет работать на основе термоядерного синтеза, нет радиоактивных отходов в отличие от АЭС, топливом для нее является дейтерий (изотоп водорода), которого в природе очень много — он добывается из воды», — рассказал Беляков. (далее…)

Китай инвестирует 500 млрд долларов в другие страны

Китай инвестирует $500 млрд в другие страны к 2020 году
Помимо прямых инвестиций, Китай также к 2020 году собирается импортировать из других стран товаров на 10 триллионов долларов.

Объём китайских инвестиций в экономику других стран превысит 500 млрд долларов к 2020 году, заявил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на открытии ежегодного Азиатского экономического форума в Боао на острове Хайнань.

«Китайская экономика вступила в новую стадию развития, что будет на пользу всем странам мира», — приводит слова китайского лидера BBC News.

Согласно прогнозам государственного комитета по развитию и реформе КНР, в 2015 году объём прямых нефинансовых инвестиций Китая в экономики других стран увеличится на 10% — до 113 млрд долларов.

В ходе своего выступления Си Цзиньпин отметил, что китайская экономика «обладает необходимыми потенциалом и эластичностью, а также пространством для осуществления преобразований и набором политических рычагов».

В России запретят ртутные термометры

Постепенный переход с ртутных термометров на электронные  происходит во всём мире уже сейчас.
Постепенный переход с ртутных термометров на электронные происходит во всём мире уже сейчас.

С 2020 года Россия полностью откажется от применения ртути. Это означает, что ртутные градусники уйдут в прошлое и присоединятся к телефонным аппаратам, пишущим машинкам, керосинкам, самоварам и другим когда-то неотъемлемым атрибутам быта. Пока не поздно, стоит вспомнить, как появился и почему уходит этот полезный, но потенциально опасный медицинский прибор.

История градусника

Считается, что идея измерения температуры внешней среды при помощи приспособления, представляющего собой небольшой стеклянный шарик с припаянной к нему стеклянной трубкой, принадлежит Галилео Галилею. Шарик слегка нагревали и конец трубки опускали в сосуд с водой. Через некоторое время воздух в шарике охлаждался, его давление уменьшалось, и вода под действием атмосферного давления поднималась в трубке вверх на некоторую высоту. С помощью этого прибора, термоскопа, можно было лишь судить об относительном изменении температуры воздуха, так как шкалы он не имел. Впоследствии термоскоп был усовершенствован: появилась шкала, шарик повернули вниз и заполнили вместо воды спиртом, так же как и трубку. Так появился термометр.

Современную форму термометру в 1714 году придал физик Даниэль Габриэль Фаренгейт, которого называют «отцом» ртутного градусника. Первоначально он также наполнял стеклянную трубку и шарик спиртом, но затем заменил его на ртуть, чем добился большей точности. Ртуть оказалась практически идеальным наполнителем: этот металл остается в жидком состоянии при комнатной температуре, имеет постоянный коэффициент теплового расширения и относительно малую теплоемкость. На то, что тяжелая серебристо-белая жидкость, ее пары и соединения сильно ядовиты, тогда внимания не обращали. (далее…)

|

Роскосмос представит эскизные модели российской лунной орбитальной станции

В проекте «Федеральной космической программы на 2016—2025 годы» сказано, что лаборатория для лунной станции будет разработана на базе усовершенствованной автономной лаборатории «Ока-Т-2», которая сейчас создается в Ракетно-космической корпорации «Энергия».
В проекте «Федеральной космической программы на 2016—2025 годы» сказано, что лаборатория для лунной станции будет разработана на базе усовершенствованной автономной лаборатории «Ока-Т-2», которая сейчас создается в Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Планами Федеральной космической программы на 2016—2025 годы предусмотрено начало работ по созданию лунной орбитальной станции. Первые работы в этом направлении планируется начать в 2020 году.

На первый этап работ по созданию российской лунной орбитальной станции в период с 2020 по 2025 годы будет выделено 2,6 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут на разработку эскизов и наземные испытания различных научных устройств, которые будут использоваться при освоении Россией Луны.

В 2020 году должны быть представлены первые эскизы, а в 2022 году — концепция научных приборов, которые будут использоваться на станции. Наземные испытания некоторых из них начнутся в 2024 году. А в 2025-м российским космическим ведомством должны быть утверждены эскизы по модулям лунной орбитальной базы. Уже сейчас известно, что состоять она будет из жилого, научного и энергетического модуля, а также узла для стыковки с космическими кораблями. (далее…)

На Марс полетит новый марсоход NASA

Так будет выглядеть марсоход, который отправится на Марс в июле 2020 года.

В июле 2014 года NASA представило семь научных приборов, созданных для космического аппарата, который планируется отправить на Марс в 2020 году. Об этом сообщил на пресс-конференции в Вашингтоне ведущий специалист программы исследования Марса NASA Майкл Майер.

Он напомнил, что «13 месяцев назад NASA объявило конкурс на предложения приборов для создающегося на базе марсохода Curiosity нового марсохода». По его словам, это был очень длительный процесс, в котором приняли участие ученые из разных стран. «В январе был завершен прием заявок. Мы рассмотрели все 58 поступивших к нам предложений и пришли к выводу, что на борту нового марсохода будут установлены семь устройств, которые разработали американские, испанские, французские и норвежские ученые», — отметил Майер.

Он сообщил, что «среди приборов стереоскопическая камера Mastcam-Z (создана Planetary Society, США, и является улучшенной версией Curiosity Mastcam), аппарат для проведения химического анализа минералов Supercam (разработка LANL), набор датчиков измерения температуры атмосферы MEDA (создан в Центре астробиологии Национального института аэрокосмической техники, Испания), радар для изучения геологического строения недр Rimfaxe (Норвежский центр оборонных исследований), устройство для лазерного сканирования поверхности SherLoc (также LANL), прибор для изучения атмосферы Марса Moxie (разработан в MIT) и спектометр PIXL (Лаборатория реактивного движения NASA)». (далее…)

На Белоярской АЭС появится реактор четвертого поколения

Белоярская АЭС
Белоярская АЭС им. И. В. Курчатова расположена в городе Заречный, в Свердловской области, вторая промышленная атомная станция в стране (после Сибирской), единственная в России АЭС с разными типами реакторов на одной площадке.

К четвёртому поколению относят промышленные атомные реакторы, в основу концепции которых положены принцип замкнутого цикла с частичным рециклированием и принцип естественной безопасности.

Суть замкнутого цикла в том, что из топлива, отработавшего в реакторах на тепловых нейтронах, может быть наработано новое топливо с помощью реакторов на быстрых нейтронах. Смысл этого процесса — в сокращении количества ядерных отходов (при традиционном подходе к 2080-м годам их может накопится столько, что они станут серьёзной экологической угрозой для всей цивилизации).

Под «естественной безопасностью» подразумевается ядерная и радиационная безопасность за счёт последовательного отказа от любых технических решений, потенциально опасных проектными и запроектными авариями, и организации безопасности за счёт использования природных законов и свойств используемых материалов, что позволит достичь убедительно прогнозируемой безопасности. Предполагается, что реактор четвёртого поколения сможет работать на одной загрузке топлива не менее 15 лет.

На сегодняшний день основным разрабатываемым реактором замкнутого цикла на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем является проект «БРЕСТ-300». Разработка проекта реакторной установки «БРЕСТ-300» ведётся в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля. Проект энергоблока для Белоярской АЭС на базе «БРЕСТ-300» разрабатывается в структурном подразделении госкорпорации «Росатом» — Физико-энергетическом институте им. А.И. Лейпунского. Технический проект должен быть завершён в 2014 году, в 2015 году проект должен пройти госэкспертизу, а в 2016 начнётся строительство. Предполагается, что к запуску реактор будет готов в 2020 году. Мощность реактора будет невысокой — всего 300 МВт (полное наименование проекта — «БРЕСТ-ОД-300», ОД — «опытный демонстрационный»). Дело в том, что на проекте отрабатывается и опробуется множество новых конструктивных решений, и делать это лучше на относительно небольшом и менее дорогом в реализации проекте. Кроме того, выбранная мощность (300 МВт) является минимально необходимой для получения коэффициента воспроизводства топлива в активной зоне, равного единице.

В случае успешности этого проекта будет ставиться вопрос о разработке реактора «БРЕСТ-1200» мощностью 1200 МВт.

|

«Новые семь» обойдут классическую «Большую семёрку»

Николас Стерн, барон Стерн Брентфордский
Николас Стерн, автор прогноза, с 2013 года занимает пост президента Британской Академии.

Хотя последние годы (до кризиса на Украине и отторжения от неё Крыма) Россия и называлась безусловным членом «Большой восьмёрки», это с самого начала был скорее политический жест со стороны классических членов «Семёрки», нежели действительное соответствие экономического положения нашей страны членству в клубе крупнейших экономик. Серьёзные аналитики по-прежнему говорили о G7, «Большой семёрке». Россию же по гораздо большему числу оснований включают в E7 — Emerging 7 («Новые семь»).

Термин «Emerging 7» придумали в 2006 году в PricewaterhouseCoopers (международная сеть компаний, оказывающая услуги в области консалтинга и аудита, входит в т.н. «Большую четвёрку» аудиторских компаний). В эту группу растущих экономик включают Китай, Россию, Индию, Индонезию, Мексику, Бразилию и Турцию (по мнению отдельных экспертов, вместо Турции к E7 следует причислять Южную Корею).

Согласно Stern Review, семисотстраничному докладу о влиянии глобального потепления на мировую экономику, подготовленному в октябре 2006 года для Британского правительства экономистом Николасом Стерном, шефом Грэнтхемского исследовательского института изменений климата и окружающей среды (подразделение Лондонской школы экономики и политических наук), уже в 2020 году экономики «Новых семи» обгонят «Большую семёрку», что практически перевернёт мировую политэкономическую систему.

|

Пользователей интернета станет не менее пяти миллиардов

Знаменитый лаптоп за 100 покажется в 2020 году дорогой и малополезной игрушкой на фоне множества более дешёвых и функциональных устройств.

Число интернет-пользователей в 2020 году перевалит через отметку 5000000000. Сравните эти цифры с 360 млн в 1987 году.

Доступ к web и мобильным приложениям будет иметь не только большинство жителей стран «золотого миллиарда», но и большая часть населения развивающихся стран. Устройства доступа в мировую паутину — ноутбуки, смартфоны, планшетные компьютеры и носимые устройства — в массе существенно подешевеют. Будет способствовать росту числа пользователей мировой сети и взрывной рост мобильных сетей. В развитых странах подавляющее большинство пользователей смогут пользоваться широкополосным доступом с пропускной способностью не менее 100 Мбит. Телекоммуникационные структуры США, Южной Кореи, Китая и ещё некоторых стран смогут обеспечить своих сограждан поголовно гигабитным доступом в сеть и продолжат работу над дальнейшим увеличением скоростей. Однако проблема «цифрового разрыва» не исчезнет: в наиболее бедных и неблагополучных регионах устройство с доступом в интернет всё ещё будет оставаться экзотической диковиной.