Найдены «виновники» развития аутоиммунных болезней

На сегодняшний день к аутоиммунным относят более ста заболеваний различных локализаций.

Распространённость аутоиммунных заболеваний в последние годы увеличилась. Однако многие пациенты, ими страдающие, по-прежнему получают диагноз лишь после долгого хождения из клиники в клинику и от врача к врачу.

Но есть и причины для оптимизма. Недавно группе учёных из Йельского университета (Yale University), возможно, удалось отыскать истинную причину аутоиммунных расстройств. А заодно и метод борьбы с ними.

В статье, опубликованной в издании Science, аутоиммунные реакции связываются с бактериями Enterococcus gallinarum, обитающими в ЖКТ. Авторы работы утверждают, что аутоиммунные заболевания могут развиться, если эти бактерии случайно мигрируют из кишечника в другие органы, например, в селезёнку, печень или лимфоузлы.

Аутоиммунные заболевания — это группа хронических воспалительных расстройств, вызываемых собственной иммунной системой пациента. При аутоиммунных расстройствах клетки, которые в норме должны защищать организм от различных опасностей (например, от инфекций), «решают», что угрозу представляют собственные органы и ткани.

На сегодняшний день к этой группе относят более ста заболеваний, например, системную красную волчанку, ревматоидный артрит и тиреоидит Хашимото. Теперь такие болезни можно добавить к длинному списку патологий, связанных с состоянием микробиоты кишечника.

Для исследования учёные вывели специальную линию мышей, восприимчивых к аутоиммунным заболеваниям. Затем исследователи проанализировали кишечную микробиоту, чтобы выяснить, какие из бактерий вызывают воспаление или имеют отношение к выработке антител, ответственных за развитие аутоиммунного ответа. «Виновником» оказалась бактерия E. gallinarum. Результаты работы удалось подтвердить, сравнив культуру клеток печени здоровых добровольцев с клеточной культурой пациентов, страдающих аутоиммунными заболеваниями. Во второй группе в клетках обнаружились следы присутствия E. gallinarum.

Важно, что авторы исследования смогли не только найти причину развития аутоиммунных болезней, но и разработать эффективный способ уменьшения выраженности симптомов этих заболеваний. Используя антибиотики или вакцину, учёные смогли подавить рост E. gallinarum — а вместе с ним и развитие признаков аутоиммунных расстройств. Теперь исследователи надеются, что результаты этих экспериментов в скором времени превратятся в способ лечения пациентов, страдающих определёнными аутоиммунными заболеваниями, в том числе, аутоиммунными болезнями печени и системной красной волчанкой.

«Вакцинация против E. gallinarum оказалась специфичным [для изучавшихся болезней] подходом, в то время как вакцинация против других бактерий, которую мы проводили, не предотвращала развитие аутоиммунных реакций и не помогала уменьшить смертность, — поясняет ведущий автор работы Мартин Кригель (Martin Kriegel).

«Лечение антибиотиками и другие подходы — такие как вакцинация — это многообещающие способы повышения качества жизни пациентов, страдающих аутоиммунными заболеваниями», — добавляет Кригель.