Генетики нашли лошадиную прародину

Отныне тарпан разжалован из предков домашней лошади.

Откуда происходит домашняя лошадь? Вопрос сложный. По археологическим данным, древнейшим очагом приручения лошади мог быть север Казахстана, где в IV тысячелетии до н.э. существовала ботайская культура. Другим регионом — кандидатом на «лошадиную прародину» считается Анатолия. Обсуждались и другие гипотезы, но все небесспорные. И всегда остаётся место для версии, согласно которой центров одомашнивания было несколько.

Точку в этом вопросе решил поставить международный коллектив генетиков, которые проанализировали 273 генома древних лошадей и недавно опубликовали результаты в Nature. Кости лошадок были собраны во всех предполагаемых центрах одомашнивания — в Иберии, Анатолии, Западной Евразии и Средней Азии, а возраст находок охватывает интервал от более 50 тыс. лет назад до 202 г до н.э.

Для сравнения, к этому набору добавили 10 геномов современных лошадей.

В результате, родословное дерево лошадей разделилось на 4 ветви. Самый древний кластер включал ископаемую ленскую лошадь Equus lenensis, обитавшую на северо-востоке Сибири, но исчезнувшую в конце IV тысячелетия до н.э. Во вторую группу вошли лошади, населявшие древнюю Европу, включая территорию Румынии, Бельгии, Франции , Великобритании, область от Испании до Скандинавии и Венгрии, Чехии и Польши в период с VI по III тысячелетие до н.э. В третий кластер попали та самая ботайская лошадь, лошадь Пржевальского и другие азиатские скакуны, распространившиеся на Алтай и Южный Урал в течение 5—3 тысячелетий до н.э. Таким образом, ботайцев из числа предков современных лошадей исключили. Наконец, современные домашние лошади собрались в группу, которая широко распространилась в Евразии после 2200 г. до н.э. Эту группу в публикации обозначают аббревиатурой DOM2, и её участники генетически близки к лошадям, жившим несколько тысяч лет назад в степях Западной Евразии, к востоку от Дуная.

Интересно, что генетический след неолитических анатолийских лошадок, как и лошадей Ботая, встречался в 3—4 тыс. лет до н.э. в Центральной и Западной Европе, но в степи Западной Евразии эта лошадиная группа не проникла. И именно там, в евразийских степях, а более конкретно, где-то на территории современной Астраханской области, в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры жили предки современных домашних лошадей. Вероятно, одомашнены они были представителями ямной археологической культуры. Согласно этим данным, все современные лошади являются довольно близкими родственниками друг другу, и эта группа последовательно вытеснила другие по всей Евразии.

Ещё один вопрос, с которым постарались разобраться авторы исследования, касается массовой миграции населения в Европу в III тысячелетии до н.э., которую связывают с ямной культурой. Высказывалось предположение, что в этой миграции именно одомашненные лошади сыграли непоследнюю роль. Однако анализ эту гипотезу не подтвердил: люди мигрировали, а лошади оставались «на своих местах», там, где их одомашнили. Животные, чьи останки найдены на памятниках культуры шнуровой керамики в Европе (именно её связывают с экспансией «ямников» на Запад), не родственны лошадям DOM2. Видимо, повозки мигрировавшим степным скотоводам тащили какие-нибудь волы.

Предки современных лошадей появляются за пределами евразийских степей позднее, примерно в 2200—2000 гг. до н. э. сначала в Анатолии, затем на Дунае, в Богемии и Центральной Азии, после этого в Западной Европе и Монголии, и к началу II тысячелетия до н.э. заменяют все ранее существовавшие линии в Евразии. Судя по изменчивости мтДНК и Y-хромосомы, в этом процессе участвовали и жеребцы, и кобылы и их распространение носило «взрывной» характер.

Быть может, экспансии именно этих лошадей способствовали технические инновации — например, колесницы? Действительно, генетический профиль DOM2 повсеместно встречается в синташтинских курганах, вместе с ранними колесницами около 2000—1800 гг. до н.э.

Однако на других памятниках представители кластера DOM2 появились ещё до того, как в этих местах зафиксированы первые колесницы. Вероятно, в разных сообществах и социальных контекстах предки современных лошадей находили разное применение. Но почему именно они? Не поискать ли причины в биологии?

Исследователи провели поиск специфических генетических вариантов, отличавших представителей DOM2 от прочих лошадей конца III тысячелетия до н.э., и нашли два кандидата на наиболее сильный отбор. Первый найденный локус расположен рядом с геном GSDMC. У людей вариации этого гена связывают с хронической болью в спине и патологиями поясничного отдела позвоночника. Если у лошадей GSDMC работает сходным образом, то возможно, древние наездники предпочитали лошадей с крепкой спиной. Второй локус находится рядом с геном ZFPM1, работу которого связывают с регуляцией настроения и агрессивного поведения. Инактивация этого гена у мышей приводила к тревожным расстройствам. В сумме получаем крепких, выносливых, спокойных и послушных лошадок (конечно, это не более чем гипотеза).

Исследователям удалось разобраться и с происхождением тарпана — дикой лошади, вымершей в начале XX века. Тарпана считали возможным предком домашней лошади — но увы, не получается. Анализ показал, что тарпан сформировался в результате смешения древних европейских лошадей и DOM2.

Итак, прародина современных лошадей находилась в степях Западной Евразии, отчасти на территории юга современной России, отчасти в Казахстане.

Авторы заключают, что «улучшенная порода лошадей за несколько столетий преобразовала общества бронзового века Евразии».