|

Впервые описаны микроорганизмы

Один из дошедших до наших дней микроскопов, созданных Антони ван Левенгуком.

Считается, что сын голландского корзинщика (по другой версии — пивовара) Филипса Тонисзона (Philips Thoniszoon) — Антони ван Левенгук (нидерл. Antoni van Leeuwenhoek) впервые заинтересовался микроскопом, увидев его в галантерейной лавке. В XVII веке микроскопы больше походили на увеличительные стёкла в оправе, но даже такие примитивные оптические приборы позволяли рассматривать объекты, недоступные человеческому глазу.

Левенгук увлёкся идеей микроскопии настолько, что освоил ремесло изготовителя линз и стал собирать микроскопы самостоятельно. До наших дней дошли 9 изготовленных им приборов, самый мощный из которых позволяет рассматривать препараты под увеличением ×275. Крошечный размер линзы (диаметром с горошину) требовал от исследователя особых навыков обращения с инструментом. Однако когда небольшие затруднения были преодолены, перед учёным-самоучкой открылся совершенно новый мир. Его населяли существа, которых Левенгук назвал «animalcule», что в приблизительном переводе с латыни означает «маленькие зверьки» или «зверюшки». Как выяснил учёный, «зверюшки» живут практически везде — в воде из канавы, в почве и даже в зубном налёте. (далее…)

|

Впервые измерена скорость света

Олаф Рёмер
Олаф Кристенсен Рёмер (дат. Ole Christensen Rømer; 1644—1710).

Долгое время философы и учёные считали, что свет распространяется мгновенно на любые расстояния. Убедиться в том, что скорость света — хотя и очень большая, но измеримая величина, дала возможность астрономия, получившая в своё распоряжение изобретённый в начале XVII века телескоп. Первым измерил скорость света датский астроном Олаф Рёмер. Результаты его работы были опубликованы в 1676 году.

Рёмер был членом Парижской академии наук и работал в Париже. Совместно с Джованни Доменико Кассини (ит. Giovanni Domenico Cassini, фр. Jean-Dominique Cassini; 1625—1712) он провёл ряд наблюдений затмений спутника Юпитера Ио.

До XVII века делались попытки проверки конечности скорости света через наблюдения лунного затмения. При конечной скорости света должна быть задержка между положением Земли относительно Луны и положением земной тени на поверхности Луны, но такой задержки не фиксировалось — скорость света слишком велика, чтобы эту задержку можно было заметить с помощью существовавших тогда методов. Но наблюдение за таким достаточно удалённым от Солнца объектом как Юпитер показало, что время между затмениями спутников Юпитера меньше, когда расстояние от Земли до Юпитера уменьшается, и больше, когда это расстояние увеличивается. Рёмер понял, что такой эффект можно объяснить разницей во времени, которое необходимо свету, чтобы дойти от Юпитера до Земли, при изменении расстояния между ними.

Согласно расчётам Рёмера, скорость света — 220 000 км/с. Спустя полвека, в 1728 году, открытие аберрации позволило Джеймсу Брэдли (James Bradley; 1692—1762) подтвердить конечность скорости света и уточнить её оценку: полученное Брэдли значение составило 308 000 км/с. (далее…)