На МКС отправятся «Кошки»

The Cloud-Aerosol Transport System (CATS) и её место на МКС. Изображение <abbr lang="ru" title="NASA — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США">НАСА</abbr>.
The Cloud-Aerosol Transport System (CATS) и её место на МКС. Изображение НАСА.

Нет, речь не о готовящемся биологическом эксперименте. «Кошки» (англ. CATS) — это система наблюдения за движением облаков и распылённых веществ (аэрозолей) в атмосфере Земли (The Cloud-Aerosol Transport System). Этот инструмент будет доставлен на МКС на одном из транспортных кораблей SpaceX Dragon и установлен снаружи станции. Кроме него, будет доставлено оборудование для изучения человека, находящегося в условиях невесомости, инструменты для физических опытов.

«Кошки» — это инструмент дистанционного зондирования, который измеряет местоположение, состав и распределение аэрозолей — частиц облачности, пыли, дыма и загрязнителей воздуха — в атмосфере. Аэрозоли оказывают влияние на погоду, климат, безопасность полётов и здоровье человека. CATS изучает распылённые вещества с помощью системы световой локации (лидар), устанавливаемой снаружи станции.

Полученные данные, как ожидается, дадут лучшее понимание структуры и эволюции атмосферы Земли. Это необходимо для совершенствования методики запуска и посадки космических аппаратов, развития средств связи. Также они могут помочь проведению будущих исследований атмосфер других планет, и способствовать созданию технологии моделирования и прогнозирования климатических процессов Земли.

Dragon доставит и модуль, предназначенный для изучения микроорганизмов на поверхности МКС. Проект Microbial Observatory-1 предполагает сбор образцов микробов и других проб на станции на протяжении года, после чего они будут доставлены на Землю и изучены в лаборатории. Предполагается, что в замкнутом пространстве космической станции, в условиях, отличающихся от земных, микроорганизмы могут развиваться особенным образом. Их изучение даст новые знания о биохимии микробов, необходимые, в частности, для создания антибиотиков.

Запланирована работа по изучению процесса регенерации плоских червей — проект Flatworm Regeneration. Его результаты могут быть полезны для развивающегося направления врачебной науки — регенеративной медицины.

Ещё одно из исследований в области здравоохранения — астронавты испытают жилет, который будет контролировать частоту их сердечных сокращений и «узор» дыхания. Жилет имеет встроенные провода и датчики, которые работают, не нарушая покой членов экипажа, когда они спят. Это исследование поможет определить, как изменения в сердечной деятельности связаны с качеством сна. Это может помочь учёным создать лучшие условия для отдыха на станции.

Сама станция также получит ещё один инструмент контроля — дозиметр, который будет установлен на японском модуле. Исследования, направленные на контроль и защиту от радиационного воздействия — важный этап подготовки к длительным космическим полётам, например, на Марс.