С борта МКС запущены пять американских спутников

Подготовка спутников Nodes-1 и Nodes-2 к отправке на МКС. Фото — NASA.

В понедельник 16 мая с борта Международной космической станции были запущены пять миниатюрных спутников, доставленных на МКС в декабре кораблём Cygnus: MinXSS, CADRE, STMSat 1, Nodes-1 и Nodes-2.

Спутник MinXSS (Miniature X-ray Solar Spectrometer) весит четыре килограмма. Он изготовлен и будет эксплуатироваться инженерами, учёными, аспирантами и студентами университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder) и сотрудниками Лаборатории атмосферной и космической физики (Laboratory for Atmospheric and Space Physics, LASP) при участии одного учащегося средней школы. Задача этого рентгеновского солярного спектрометра — фиксирование излучения в «мягком» диапазоне от 0,4 кэВ (30 Å) до 30 кэВ (0,4 Å) с разрешением около 0,15 кэВ. Наиболее интересен этот диапазон для наблюдения солнечных вспышек и активных областей Солнца.

CADRE (CubeSat investigating Atmospheric Density Response to Extreme driving), также четырёхкилограммовый, формата CubeSat, создан в Мичиганском университете (University of Michigan). Это предшественник будущей миссии Armada, в рамках которой будет запущено множество спутников для исследования динамики верхней термосферы и ионосферы Земли с помощью инструмента WINCS (Winds-Ion-Neutral Composition Suite). На CADRE также установлен инструмент WINCS. CADRE будет работать на низкой околоземной орбите и исследовать авроральный овал, то есть — полярное сияние. Кроме того в его цели входит оценка рисков и сложностей, с которыми столкнётся миссия Armada, и прежде всего — выяснение, насколько тип малых спутников CubeSat вообще пригоден для её выполнения.

Образовательный STMSat 1 (St. Thomas More Satellite 1) создан в Католической школе Святого Томаса Мора (St Thomas More Catholic Primary School, Арлингтон, Виргиния, США). Его масса всего один килограмм, а задача проста: привлечь учащихся начальных школ по всему миру к космическим наблюдениям в качестве активистов удалённых операционных центров миссии.

Nodes-1 и Nodes-2 (Network & Operation Demonstration Satellite) массой по два килограмма каждый, изготовлены специалистами Исследовательского центра НАСА имени Джозефа Эймса (NASA Ames Research Center). Научные инструменты этих спутников будут собирать данные о радиационной обстановке на высоте 400 километров над Землёй. Интересно, что собраны оба эти аппарата на базе смартфонов на платформе Android.

Ещё шесть миниатюрных спутников будут запущены с борта МКС в течение сегодняшнего дня.