В толще Луны могут скрываться гигантские туннели

Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне»
В полостях на Луне могут размещаться целые города. Нечто подобное описал в повести «Незнайка на Луне» Н. Н. Носов.

Туннели вулканического происхождения могут существовать под поверхностью Луны, утверждает профессор Джей Мелош (Jay Melosh) из Университета Пердью (Purdue University), штат Индиана, США. Есть возможность, что их размеры достаточны для размещения целых городов. Это позволяет по-новому взглянуть на идею колонизации естественного спутника Земли.

В своём теоретическом исследовании Мелош опирается на наличие извилистых борозд на поверхности Луны, которые могут быть образованы потоками текущей лавы. Некоторые из них достигают 10 км в ширину, и исследовали Университета Пердью проверили, могут ли существовать под поверхностью спутника столь же большие туннели.

Туннели из лавы образуются при извержении вулканов. На краях потока лава остывает, формируя корку, которая впоследствии становится стенами пещеры.

Один из участников исследования, Дэвид Блэр (David Blair), провёл работу по изучению вопроса, могут ли пустые лавовые туннели шириной более 1 км оставаться стабильными. Выяснилось, что если лунные туннели из лавы существуют в том же виде, что и на Земле, — в форме прочных сводов — они будут стабильными при размерах до 5 км. Это невозможно на Земле, но сила тяжести на Луне намного меньше, и значительно слабее влияние таких факторов, как выветривание и эрозия.

Исследователи выяснили, что стабильность лавовых туннелей зависит от ширины, толщины крыши и напряжённого состояния остывшей лавы. В рамках работы были смоделированы ситуации с различными значениями соответствующих параметров.

Составное фото долины Шрётера, сделанное Apollo 15
Вид на долину Шрётера с юго-востока. Составное фото Apollo 15.

Подобные вулканические образования могут оказать важнейшее влияние на возможный процесс заселения Луны, так как они способны стать надёжным укрытием от перепадов температуры, космической радиации и падения метеоритов.

По словам Блэра, до настоящего момента единственная научная работа, в которой моделируются лавовые туннели, была опубликована в 1969 году.