Решение выбрать научную карьеру зависит от уверенности в себе

+7 926 604 54 63 address
Источник: xkcd.
Источник: xkcd.

Решение заниматься наукой зависит не только от способностей, но и от уверенности в этих самых способностях, и с этим дела у девочек обстоят хуже, чем у мальчиков, — к такому выводу пришли учёные Университета штата Флорида (Florida State University). Они пытались разобраться, почему женщины реже специализируются в естественных и точных науках и обнаружили, что это связано с тем, как старшеклассницы оценивают свои навыки. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

«Некоторые по-прежнему утверждают, что гендерные различия, связанные с изучением точных наук, обусловлены только способностями, — говорит ведущий автор работы Лара Перес-Фелкнер (Lara Perez-Felkner). — Но даже тогда, когда оценки в тестах по математике у представителей обоих полов одинаковые, мы видим, что мальчики всё равно оценивают свои способности выше, а девочки — ниже».

Во многих странах женщины опережают мужчин в том, что касается высшего образования. По прогнозам Национального научного фонда (National Science Foundation) США, к 2025 году «слабый» пол будет представлять 60% всех американских студентов. Однако среди женщин очень мало тех, кто выбирает специальности, связанные с естественными науками, инженерией, математикой и информатикой. Исследователи из Флориды предположили, что это связано с тем, как девочки оценивают свои способности. Эта гипотеза возникла не на пустом месте: предыдущие исследования показали, что женщин часто учат воспринимать науку как «мужское занятие» и что они негативно отзываются о собственных успехах в математике.

Для того чтобы стать учёным или инженером, американским школьникам нужно проделать определённый путь. Во-первых, ещё в школе пройти курс естественных наук — в старших классах такие предметы в основную программу не входят, поэтому их приходится выбирать отдельно, исходя из конкретных задач. Потом поступить в колледж и, возможно, в университет. Учёные хотели узнать, влияет ли то, как ученики оценивают свои способности на прохождение всех этих этапов. Больше всего их интересовало, насколько уверенно они чувствуют себя при решении самых сложных задач.

Они обратились к данным Долговременного исследования образования (Education Longitudinal Study, ELS) за 2002—2012 годы. В рамках ELS ученики 10 и 12 классов сдавали тесты по математике и английскому языку и заполняли анкеты. Кроме того, учёные опрашивали их родителей и учителей и наблюдали за тем, куда поступали выпускники и какую специальность они получали. В анкетах, которые предлагали школьникам, в числе прочего нужно было оценить степень согласия с несколькими утверждениями:

  • Я уверен, что могу понять самый сложный материал, представленный в учебнике математики;
  • Я уверен, что могу понять самый сложный материал, о котором рассказывает мой учитель математики;
  • Я уверен, что могу освоить навыки, которым учат на уроке математики.

Проанализировав данные ELS, учёные обнаружили, что мальчики оценивают свои способности к математике на 27% выше, чем девочки. Причём эта разница сохранялась всегда, даже если учёные сравнивали старшеклассниц и старшеклассников, которые набрали одинаковое количество баллов, то есть фактически, были одинаково успешными. То, что девочки были не уверены в своих навыках, особенно ярко проявлялось в 10 классе, и сильнее всего было заметно среди отличниц. «Это важно, поскольку уверенность влияет на то, будут ли ученики проходить в старших классах курсы математики и естественных наук, — комментирует Перес-Фелкнер. — Она влияет на то, выберут ли они колледжи, которые сильны в определённых научных дисциплинах. Уверенность так же влияет на то, какую специализацию школьники захотят получить, на то, получат ли они её и на то, решат ли они продолжить карьеру».

Уверенность в способностях к математике у мальчиков и девочек. Синим цветом обозначены школьники, красным — школьницы. Внизу — оценка тестов в процентах.
Уверенность в способностях к математике у мальчиков и девочек. Синим цветом обозначены школьники, красным — школьницы. Внизу — оценка тестов в процентах.

Учёные показали, что оценка собственных способностей связана с тем, будет ли выпускник заниматься точными или естественными науками в дальнейшем. Девочки, которые в 12 классе были наиболее уверены в себе, выбирали соответствующую специализацию в 3,1 раза чаще, чем ученицы с низкой самооценкой, а у мальчиков эти показатели отличались в 2,8 раз. При этом даже самые «наглые» школьницы шли учиться точным наукам только в 5% случаев, а школьники минимум в три раза чаще — в 19% случаев. Кроме того, выяснилось: ученики склонны считать, что способности к математике можно развить, а ученицы — что они врождённые и попытки что-то изменить не дадут никаких результатов.

Поскольку школьницы низко оценивают свои способности, естественно, что они будут часто пасовать перед сложными задачами. Авторы считают: учителя должны объяснять школьникам, что трудности — нормальная часть обучения, а навыки можно со временем натренировать. Не обойтись без поддержки родителей и одноклассников — она поможет девочкам противостоять стереотипам. Наконец, вдохновить их могут специальные научные лагеря и внешкольные занятия.

.
Комментарии