Ежегодные лесные пожары снижают способность лесов накапливать углерод

Ежегодные лесные пожары наносят огромный вред целым эоксистемам.

Согласно новым исследованиям, способность лесов накапливать углекислый газ снижается в регионах с из года в год повторяющимися масштабными пожарами.

Учёные проанализировали данные за последние десятилетия о воздействии повторяющихся пожаров на экосистемы по всему миру. Оказалось, что многократные пожары приводят к долгосрочным изменениям в древесных сообществах и уменьшают их численность.

Было установлено, что экосистемы Саванны и регионы с экстремальными влажными или засушливыми сезонами наиболее чувствительны к изменениям в частоте пожаров. Деревья же в регионах с умеренным климатом, как показало исследования опубликованное в журнале Nature Ecology and Evolution более устойчивы. Неоднократные пожары также наносят меньший ущерб деревьям с защитными приспособлениями, такими как толстая кора.

По словам авторов работы, это исследование — крупнейшее в своём роде из когда-либо проводившихся. Учёные проанализировали данные по 374 участкам леса, распредёленным по 29 местностям на четырёх континентах. Эти данные охватывают широкий географический диапазон экосистем, от африканских и австралийских саванн и пастбищ до лесов Европы и Северной Америки.

По данным исследования, по прошествии 50 лет в регионах с наиболее экстремальными ежегодными пожарами, площадь, на которой росли деревья, сократилась на 72 процента, а количество деревьев было на 63 процента меньше, чем в регионах со сходными экосистемами, где они никогда не сгорали.

По мнению исследователей, такие изменения в древесных сообществах могут снизить способность лесов в долгосрочной перспективе накапливать углерод, но, одновременно, способны смягчить последствия будущих пожаров.

— Посадка деревьев в районах, где они быстро растут, широко пропагандируется как способ смягчения последствий изменения климата. Но чтобы быть устойчивыми, планы посадки должны учитывать возможность изменения частоты и интенсивности пожаров в долгосрочной перспективе,

рассказал доктор Адам Пеллегрини (Adam Pellegrini), сотрудник Кембриджского университета (University of Cambridge), первый автор статьи.

Предыдущие исследования показали, что частые пожары снижают уровень содержания в почве питательных веществ, в том числе азота. Новый анализ показывает, что это может благоприятствовать медленно растущим видам деревьев, приспособленным выживать при низких уровнях питательных веществ.

Однако эти деревья замедляют круговорот питательных веществ в почве, удерживая их в себе. Это может ограничить восстановление леса в целом, сократив количество питательных веществ, нужных растениям, чтобы заново вырасти после интенсивного пожара, говорят исследователи.

Каждый год в результате пожаров выгорает пять процентов поверхности Земли, вследствие чего в атмосферу выбрасывается углекислый газ в количествах, эквивалентных двадцати процентам обычных годовых выбросов. Более частые пожары последних годов, вызванные изменениями климата, означают, что большая часть углерода, высвобождаемого лесными пожарами, не сохраняется экосистемами вновь по мере их восстановления, как это было раньше.

— По мере того, как частота и интенсивность пожаров увеличивается из-за изменения климата, структура и функционирование лесных экосистем меняется во многих отношениях из-за изменений в составе деревьев. Более пожароустойчивые породы деревьев, как правило, растут медленнее, что снижает продуктивность леса. Поскольку изменение климата приводит к тому, что лесные пожары становятся всё более интенсивными, а засухи — более жестокими, это может затруднить процесс восстановления лесов, снизив скорость деревьев хранить углерод,