Борьба с химическими загрязнениями с помощью микроорганизмов

Учёные уверены, что полученные ими данные помогут очистить Землю от накопившихся ядовитых отходов.

Учёные из Университета Манчестера надеются, что их работа приведёт к созданию эффективных методов обезвреживания опасных загрязняющих веществ, в том числе ПХБ и диоксинов. Результатом пятнадцатилетних исследований стала публикация в Nature, в которой подробно рассматривается, как некоторым микроорганизмам удаётся снизить токсичность загрязняющих веществ.

Профессор Дэвид Лейс (David Leys) из Манчестерского биотехнологического института (Manchester Institute of Biotechnology, MIB) объясняет суть работы: «Мы знаем, что многие из самых токсичных загрязнителей содержат атомы галогенов, и большинство биологических систем просто не знает, как бороться с этими молекулами. Однако, есть организмы, которые могут удалять атомы галогенов, используя для этого витамин В12. Наше исследование выявило, что они используют витамин В12 совершенно особым способом, как мы теперь понимаем».

Он продолжает: «Изучение во всех подробностях процесса детоксикации означает, что теперь мы в состоянии его воспроизвести и в промышленном масштабе. Мы надеемся, что, в конечном счёте, это приведёт к созданию быстрых и эффективных новых способов борьбы с некоторыми из наиболее распространённых в мире токсинов».

Основной трудностью, с которой столкнулся Дэвид Лейс, было выращивание достаточного количества организмов, для того, чтобы иметь возможность изучить, как они разрушают загрязняющие вещества. Команда исследователей смогла произвести генетическую модификацию других, быстрее растущих организмов, для того, чтобы они производили ключевые для процесса детоксикации белки. Затем был использован метод рентгеновской кристаллографии для изучения того, как достигается удаление галогенов.

Работа Дэвида Лейса открывает возможность создания новых методов борьбы с десятками видов загрязнителей, которые уже находятся в окружающей среде. Эти загрязнители являются результатом как непосредственно выбросов отходов производств, так и сжигания бытовых отходов. Определённые меры по ограничению выбросов загрязняющих веществ уже были приняты, например ПХБ были запрещены в США в 1970-х, а во всём мире — в 2001 году. Однако концентрация опасных веществ со временем увеличивается, их присутствие представляет большую угрозу для окружающей среды и человечества. Именно поэтому работа профессора Лейса и его коллег является столь актуальной.