Рыба-робот так сильно пугает инвазивный вид, что он не может размножаться

Рыба-робот (вверху), имитирующая крупного окуня, естественного врага гамбузий (внизу справа).

Роботы-рыбы могут помочь решить экологическую проблему, запугивая инвазивный вид рыб настолько сильно, что он перестаёт размножаться.

Гамбузия Хольбрука (Gambusia holbrooki) была завезена во многие регионы мира, поскольку она питается личинками комаров и держит под контролем этих распространяющих болезни насекомых. Однако рыба оказала незапланированное негативное воздействие на местную фауну: она отгрызает хвосты местным пресноводным рыбам и головастикам, а затем оставляет их умирать.

Сокращение численности гамбузий без ущерба для других диких животных — сложная задача, но Джованни Полверино (Giovanni Polverino) из Университета Западной Австралии (University of Western Australia) и его коллеги придумали потенциальное решение. Они создали роботизированную версию крупного окуня (Micropterus salmoides). Рыба-робот выглядит как настоящий хищник и даже имитирует его манеру плавать. Экспериментальная аквариумная версия робота управляется из-под аквариума с помощью магнитов.

Команда Полверино провела эксперименты в аквариумах с шестью дикими гамбузиями и шестью дикими головастиками. Когда следящая камера замечала, как гамбузия движется, чтобы напасть на головастиков, рыба-робот начинала имитировать собственную атаку на гамбузию.

Исследователи говорят, что после нападения робота у гамбузий наблюдалась потеря веса, изменение формы тела и снижение фертильности, что, по их мнению, ведёт к сокращению численности. Самцы стали развивать более тонкие тела с более сильными хвостовыми мышцами, чтобы спасаться от хищников, в то время как самки производили более лёгкую икру. Эти эффекты продолжались несколько недель даже без последующих нападений.

«Этот глобальный вредитель представляет серьёзную угрозу для многих водных животных. Вместо того чтобы убивать этих вредных рыб одну за другой, мы представляем подход, который может послужить основой для разработки более эффективных стратегий борьбы с ними. Мы превратили их худший кошмар в реальность»,

объяснил Полверино.

Разработчики признают, что рыба-робот пока не может работать в дикой природе, но надеются, что она представляет собой многообещающий первый шаг для будущих исследований.