Космические программы, которые мы ждём в 2016 году

Из-за многочисленных переносов больше всего запусков в 2016 году должно состояться на «Фэлконе-9» (на снимке) — 12. По 11 пусков придётся на «Атлас-5» и «Союз».

В 2014 году весь мир следил за тем, как космический аппарат «Розетта» впервые в истории вышел на орбиту кометы, а затем — как не без происшествий на её поверхность был посажен спускаемый модуль «Филы». В минувшем году человечество впервые увидело Плутон вблизи: аппарат «Новые горизонты» облетел бывшую девятую планету и собрал бесценную информацию о ней и её спутниках. На фоне этих ярких событий любые космические новости 2016 года, казалось бы, будут выглядеть не очень выигрышно. Но это не значит, что в наступившем году любителям космоса будет скучно.

Собственно, сенсация уже грянула, да какая. Ещё не закончился первый месяц, как прогремела новость об открытии в Солнечной системе планеты массой в десять земных. Планету ещё предстоит найти на звёздном небе, однако теоретические обоснования того, что она существует, очень весомы. Так что при определённом везении уже в этом году существование Девятой планеты может быть подтверждено, и, если это случится, жаловаться на скучный год не придётся.

Даже если мы не узнаем ничего нового о далёкой, информации из пояса Койпера будет достаточно. Аппарат «Новые горизонты», отсняв 50 гигабит информации за 9 дней, будет передавать их до конца 2016 года или даже чуть дольше. Учёные надеялись с помощью этих данных подтвердить существование на Плутоне воды в форме льда, и, похоже, их надежды уже сбылись: данные с видеоспектрометра LEISA (Linear Etalon Imaging Spectral Array) показали, что на Плутоне огромное количество водяного льда.

Теперь о том, что запланировано на 2016 год в области освоения космоса.

SpaceX возобновит доставку грузов на МКС

Согласно контракту с НАСА, компания SpaceX должна выполнить не менее 12 полётов на Международную космическую станцию, доставляя необходимые грузы при помощи беспилотной связки из ракеты-носителя Falcon 9 и грузового корабля Dragon. Первые шесть полётов прошли успешно, а запуск седьмого завершился эффектным взрывом 28 июня 2015 года. Естественно, все последующие запуски были отложены до выяснения причин происшествия и их устранения.

Falcon 9 перед первым полётом на МКС
Ракета-носитель Falcon 9 перед первым полётом на МКС.

Первый запуск «Фэлкона» на МКС после катастрофы неоднократно переносился, в последний раз — 13 января. Изначально планируемая на 7 февраля, восьмая доставка грузов в рамках контракта с НАСА сейчас намечена на 20 марта. Это будет уже третий пуск обновлённого Falcon 9: 21 декабря 2015 года на орбиту были выведены навигационные спутники Orbcomm-G2, а в феврале (точная дата пока не назначена) с помощью ракеты-носителя планируется запустить коммуникационный спутник SES 9.

Первый запуск для проекта ExoMars

14 марта состоится первый запуск в рамках программы «Экзомарс» — совместного проекта Европейского космического агентства и Федерального космического агентства России. Ракета-носитель «Протон» отправит в семимесячное путешествие к Красной планете аппарат «Трейс Гас Орбитер» (англ. Trace Gas Orbiter, TGO).

Trace Gas Orbiter
Trace Gas Orbiter — первый аппарат, который будет запущен в рамках проекта ExoMars.

TGO выйдет на орбиту Марса и начнёт искать источники метана. Присутствие метана на Марсе, где он быстро разлагается под воздействием ультрафиолетового излучения, означает, что на планете имеются источники этого газа. На Земле метан производят в основном живые организмы, но на Марсе, скорее всего, источники метана абиотической природы. ТГО определит местонахождение источников, чтобы аппарат «Экзомарс Ровер» совершил посадку в одно из этих мест в 2018 году.

Помимо метана, «Трейс Гас Орбитер» попытается определить происхождение водяного пара и других газов, присутствующих в атмосфере Марса. Частью миссии является спуск аппарата на поверхность планеты, в рамках которого будет отработана новая технология входа в атмосферу, а также собраны данные о её составе.

Аппарат будет запущен с космодрома «Байконур» в Казахстане.

Отправка космонавтов на МКС

В 2016 году планируется четыре рейса с доставкой экипажа на Международную космическую станцию. 18 марта ракета «Союз» запустит одноимённый пилотируемый космический корабль, в котором будут находиться космонавты Алексей Овчинин и Олег Скрипочка, а также астронавт Джеффри Уильямс (Jeffrey Nels Williams).

Уильямс, Овчинин и Скрипочка
Джеффри Уильямс, Алексей Овчинин и Олег Скрипочка.

Остальные запуски намечены на 21 июня, 23 сентября и 16 ноября, все они будут произведены с Байконура.

Первый пуск Falcon Heavy

В апреле должен состояться пробный запуск гигантской ракеты Falcon Heavy. 68-метровый монстр, представляющий собой, в некотором роде, три составленных вместе Falcon 9, оснащён 27 двигателями Merlin 1D и способен вывести 53 тонны на низкую опорную орбиту.

Falcon Heavy
Falcon Heavy.

В отличие от Falcon 9, для Falcon Heavy предназначена большая стартовая площадка — LC-39A, входящая в сконструированный в своё время специально для «Сатурн V» стартовый комплекс LC-39. Он находится на мысе Канаверал к северу от других площадок.

Возможное окончание миссии Dawn

Dawn находится на орбите Цереры с марта 2015 года, исследуя её знаменитые яркие пятна и другие интересные особенности карликовой планеты. В декабре Dawn закончил спуск на окончательную орбиту и теперь проводит измерения и фотографирует поверхность с высоты всего 375 километров.

Окончание миссии намечено на июнь, когда Dawn исчерпает запас топлива для двигателей, поддерживающих пространственное положение аппарата. Впрочем, представители команды проекта утверждают, что можно продлить время работы зонда ещё на некоторое время.

Dawn над Церерой
Dawn над Церерой в представлении художника.

Dawn известен тем, что стал первым аппаратом, который обращался вокруг сразу двух небесных тел за пределами земной системы. С июля 2011 по сентябрь 2012 года он находился на орбите Весты — второго по массе после Цереры объекта в астероидном поясе между Марсом и Юпитером.

«Юнона» выйдет на орбиту Юпитера

Спустя почти пять лет после запуска на орбиту Юпитера выйдет аппарат «Юнона», запущенный 5 августа 2011 года.

«Юнона» займётся составлением точных карт магнитного и гравитационного полей самой крупной планеты Солнечной системы, изучением атмосферы и фотографированием поверхности. Цель миссии — получение детальной информации о составе Юпитера. В частности, мы, возможно, узнаем ответ на вопрос, имеется ли внутри газового гиганта твёрдое ядро.

«Юнона» на фоне Юпитера
«Юнона» на фоне Юпитера в представлении художника.

Любопытно, что «Юнона» стала первым исследующим Юпитер аппаратом, который оснащён не радиоизотопными термоэлектрическими генераторами, а солнечными батареями. Несмотря на то, что аппарат будет получать в 25 раз меньше солнечного света, чем на орбите Земли, этого будет достаточно для обеспечения работы — благодаря прогрессу в технологиях за последние десятилетия.

Старт «Осириса»

3 сентября ракета Atlas 5 запустит OSIRIS-REx — космический аппарат НАСА для исследования астероида Бенну. Открытый в 1999 году астероид диаметром полкилометра рассматривается специалистами Североамериканского космического агентства как наиболее опасный для Земли космический объект. В настоящее время вероятность столкновения с ним оценивается в ощутимые 0,025 %. Впрочем, до второй половины XXI века, когда это может произойти, время ещё есть.

Логотип OSIRIS-REx
Логотип миссии OSIRIS-REx.

OSIRIS-REx достигнет Бенну в 2018 году, возьмёт пробу составляющего его вещества и отправит её на Землю. Образцы прибудут к нам в 2023 году.

Окончание миссии «Розетта»

Вслед за модулем «Филы» на поверхность кометы 67P Чурюмова — Герасименко опустится и сама «Розетта». Это должно случиться 30 сентября, и эта дата станет окончанием интереснейшего проекта.

«Розетта»
Художественное изображение космического аппарата «Розетта».

Вплоть до 30 сентября орбитальный модуль «Розетта», снижаясь по спирали, продолжит сбор данных и фотосъёмку кометы.

Начало работы спутниковой системы Galileo

Представители Европейского космического агентства сообщают, что европейская система глобального позиционирования «Галилео» вступит в строй уже в текущем году. В октябре будут выведены на орбиту четыре очередных спутника, всего их станет 16, чего уже достаточно для начала предоставления услуг.

«Галилео» над Землёй
Схема орбит спутников «Галилео» над Землёй.

Система Galileo, которая, в отличие от американской GPS, управляется не военными, а гражданскими структурами, будет насчитывать 30 орбитальных спутников, шесть из которых запасные.

Запуск спутников 13—16 будет произведён ракетой-носителем «Ариан-5» с космодрома Куру́ во Французской Гвиане.