Падаль, осока, древесная кора… Палеодиета как она есть. Часть III

Охота  на мамонта. Источник: <a href="http://www.returnofkings.com/54917/5-reasons-why-every-man-should-go-hunting-once-in-their-lifetime">http://www.returnofkings.com/</a>
Охота на мамонта. Источник: http://www.returnofkings.com/

В первой части статьи мы рассказали о методах, позволяющих исследовать рацион древнего человека. Во второй — о том, что же с помощью этих методов удалось узнать о меню различных гоминид от ардипитека до Homo erectus. В третьей, заключительной, части рассказ пойдёт о  неандертальцах и наших непосредственных предках — кроманьонцах, а так же будет сказана пара слов об алкоголе, угаре и чаде кутежа.

Неандертальцы

Уж кого-кого, а европейских неандертальцев слишком часто изображали (и продолжают изображать) исключительно плотоядными, специализированными сверх-хищниками, питавшимися мясом крупных млекопитающих — мамонтов, носорогов и т. д. В самом деле, если судить по находкам, из всего доступного охотничьего набора неандертальцы старались выбирать самую крупную дичь, причём такие их пристрастия не менялись на протяжении десятков тысячелетий.

У неандертальцев крайне редко встречается кариес: менее 1%, что значительно реже, чем у большинства человекообразных обезьян — пишет известный антрополог Мария Добровольская в своей книге «Человек и его пища». Это значит, что в пище неандертальцев было мало ферментированных углеводов. Вот уж хищники так хищники…

Как же расширились наши знания о неандертальцах благодаря применению высокотехнологичных методов?

В 2005—2008 годы исследователи взялись за изотопный анализ костей европейских неандертальцев. Процитирую Марию Добровольскую: «Первые же полученные данные указали на высокий трофический уровень, который занимали неандертальцы в своих экосистемах. Видом, наиболее близким к человеку по показателям накопления изотопов азота и углерода оказались гиены. При аналогичном исследовании, проведённом для неандертальцев из Виндии (Хорватия), наиболее близким видом стал волк. Для неандертальцев из Жонзака (Южная Франция) — пещерный медведь».

Тем не менее, исследователям были известны — крайне редкие! — находки, намекавшие, что неандертальцы вполне могли позволить себе отойти от строго мясной диеты. Это, например, остатки семян растений, использовавшихся в пищу, в пещере Амуд (Израиль). Чуть позже, в 2005 году, Эфраим Лев нашёл в пещере Кебара (в Израиле же) обугленные останки плодов бобовых и фисташковых. Судя по всему, весной, когда с дичью были проблемы, неандертальцы из Кебары восполняли дефицит питательных веществ с помощью бобов и орехов. А на нескольких неандертальских стоянках в Европе найдены камни, которые интерпретировались исследователями как тёрки, ступки и пестики — возможно, для измельчения семян?

Наконец, к делу подключился зубной камень. Несколько лет назад Аманда Хенри и её коллеги исследовали микроструктуру зубного камня, найденного на зубах неандертальцев из пещер Шанидар в Ираке и Спи в Бельгии.

Гранулы крахмала из Шанидар 3, в сравнении с варёными гранулами крахмала современных ячменя и пшеницы. А-Е: гранулы крахмала из Шанидар 3. F, H, I — варёные гранулы крахмала современного ячменя. G, J — варёные гранулы крахмала современной мягкой пшеницы. Источник: Amanda G. Henry et al., 2010.

В Шанидаре изучали зубы пожилого неандертальца Шанидар 3 — того самого, у которого копьём пробито ребро. Так вот, в его зубном камне обнаружились гранулы крахмала, по строению идентичные гранулам из современного ячменя. Сравнительный анализ показал, что 42% гранул по форме очень похожи на варёные в воде. Шанидарцы отваривали ячмень! Кроме того, в зубном камне шанидарских неандертальцев выявлены следы плодов финиковых пальм и бобовых.

Череп неандертальца Спи 1.  Фото: We El. Источник: http://commons.wikimedia.org/
Череп неандертальца Спи 1. Фото: We El. Источник: http://commons.wikimedia.org/

Что касается бельгийцев, то в зубном камне Спи 1 и Спи 2 нашли большое количество гранул крахмала, относящихся к корневищам водяных лилий (кувшинок). Представьте себе, что и тут раздались голоса скептиков — неандертальцы де пользовались зубами как инструментами (это факт!), а, следовательно, в рот к ним могли попадать растения. Эти-то растения и оставили следы в зубном камне.

В 2013 году опубликованы результаты исследования стоянки Абри ду Марас (Франция, 90 тысяч лет назад!). Изучая под мощным микроскопом поверхность местных орудий (с соблюдением всех осторожностей, дабы избежать современных загрязнений), исследователи разглядели споры шампиньонов, фрагменты волос кролика, птичьи перья и крошечные частички, похожие на рыбью чешую. Если всё это прилипло к орудиям не случайно, то неандертальцы предстают в новых амплуа грибников, охотников на кроликов и птиц, а также рыболовов.

Предположительно, фрагмент рыбьей чешуи на орудии из Абри ду Марас. Источник: Bruce L. Hardy et al., 2013

Последний гвоздь в гроб представлений о европейских неандертальцах как о принципиальных мясоедах был забит с помощью копролитов. 5 неандертальских какашек выкопали в Эль-Салте (Испания) — неандертальской стоянке, датированной возрастом от 61 до 45 тысяч лет. Убедившись сначала, что найдены действительно копролиты, а затем, что это копролиты именно человеческие, исследователи провели их тщательный химический анализ. Учёных интересовало содержание в образцах липидов — прежде всего, копростерина (в него в кишечнике млекопитающих превращается холестерин), и 5β-стигмастанола — это продукт распада фитостерола. Надеюсь, Вы уже догадались: где много копростерина — там мясо; где много 5β-стигмастанола — там растения.

Что же получилось? В четырёх из пяти образцов выявилось высокое содержание копростанола и его производных. В пятом образце копростанола (син. копростерина — прим. ред.) тоже много, но кроме того, он содержал заметное количество 5β-стигмастанола. А это — см. выше — однозначно связано с поеданием растительной пищи!

Микрофотография копролита из Эль-Салте в плоско поляризованном свете (вверху). Образец бледно-коричневого цвета, характерной для копролита структуры. Видны включения, вероятно яйца паразитов или споры. Внизу: образец, освещённый синим светом, флюоресцирует. Источник: Ainara Sistiaga et al, 2014.

Кроманьонцы

Поговорим, наконец, о наших непосредственных предках — древних Homo sapiens, появившихся в Африке в то время, когда ранние неандертальцы осваивали евразийские просторы. Сильно ли рацион африканцев отличался от их северных сородичей (с поправкой на климат)? Состав «кухонных отбросов» с южноафриканских стоянок Клазиес Ривер (100—120 тыс. лет) и Бордер Кейв (130 тыс. лет) свидетельствует об очень разнообразном охотничьем меню — с останками антилоп тут соседствуют кости дельфинов, раковины моллюсков и другие ресурсы, которыми была богата прибрежная территория. Уже это позволяет сказать, что у древних сапиенсов не было столь явных охотничьих предпочтений, какие мы видим у неандертальцев. «Под настроение», они употребляли в пищу и наземные, и морские ресурсы.

Череп Бордер Кейв 1. Источник: http://www.modernhumanorigins.net/bordercave1.html.

Изучение других стоянок, в том числе кроманьонских памятников Европы, показало, что наши предки и в более поздние времена старались максимально разнообразить свой рацион, избегая специализаций.

Об этом говорит и археология, и изотопный анализ. По данным, приводим Марией Добровольской, содержание стабильных изотопов 13С и 15N в останках европейцев верхнего палеолита говорит о широком диапазоне животных, употребляемых в пищу, в том числе водных! Например, у человека из Костёнок (Воронежская обл.) примерно 50% животной пищи приходилось на рыбу и на водоплавающих птиц. Для обитателей другой знаменитой российской стоянки Сунгирь, на основании микроэлементного анализа, также предполагается значительная доля водных ресурсов — хотя, конечно, мясо наземных позвоночных преобладало. Ряд данных по памятникам Западной и Восточной Европы приводит к мысли, что кроманьонцы как охотники были менее привередливы, чем неандертальцы, и довольствовались любой доступной добычей, будь то мамонт, тюлень или лосось.

О растительном компоненте кроманьонского меню известно, к сожалению, чуть ли не меньше, чем про аналогичную часть рациона неандертальцев — однако здравый смысл подсказывает, что редкий человек разумный (если он разумный) при случае отказался бы от вкусных ягод или питательных бобов. Косвенное подтверждение этому — факт, что на скелетах европейских кроманьонцев мы не видим следов нехватки витамина C (по-простому такое заболевание называется «цинга»). Откуда получать витамин C, как не из растений?

Homo sapiens sapiens. Сунгирь 1. Россия, Владимир.  Реконструкция выполнена Романом Евсеевым для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Homo sapiens sapiens. Сунгирь 1. Россия, Владимир. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Рацион кроманьонцев и, тем более, их потомков из мезолита, неолита и т. д. — необъятная тема, а мой обзор подходит к концу. Однако в начале статьи я обещал дойти до бокала каберне… Ok, на закуску — о такой специфической части нашего рациона, как спиртные напитки.

Недавно специалисты решили выяснить, когда наши предки научились усваивать пищевой этанол (то бишь — алкоголь)? С этой целью методами палеогенетики восстановили эволюцию фермента алкогольдегидрогеназы Класса IV — ADH4 (это первый пищеварительный фермент, с которым встречается этанол в нашем организме. Именно окисление алкоголя с помощью ADH4 является начальным этапом его усвоения).

Сравнивая генетические последовательности, кодирующие ADH4 у современных обезьян, исследователи реконструировали предковые варианты генов. Фактически, было построено эволюционное дерево, охватывающее весь отряд приматов, на глубину в 70 млн. лет. Затем по полученным последовательностям учёные синтезировали соответствующие протеины и изучили их свойства. Оказалось, что почти все полученные ADH4 ферменты не взаимодействуют с этанолом! Большинство современных и вымерших приматов явно были трезвенниками.

Последний общий предок человека и орангутана (который жил, по оценкам генетиков, не менее 13 миллионов лет назад), на дух не переносил этанол. Однако после отделения орангутана от линии, ведущей к человеку, ситуация резко изменилась. У общего предка горилл, шимпанзе и человека фермент изменился так, что стал способен окислять этанол в 40 раз лучше.

Дерево эволюции фермента ADH4. Красным выделены ветви, в которых произошло увеличение активности фермента по отношению к этанолу. Источник: Matthew A. Carrigan et al., 2014

Этого вполне достаточно, чтобы усваивать алкоголь в тех количествах, в которых он содержится в перебродивших фруктах. Точно так же работает этот фермент у современных горилл, шимпанзе и у человека. Резкое увеличение каталитической активности ADH4 произошло в результате единственной мутации.

Предполагается такой сценарий. Как вы помните, как раз примерно 10—12 млн. лет назад климатический сдвиг привёл в Восточной Африке к сокращению лесов. Часть древних гоминоидов вынуждены были перейти в новую экологическую нишу — так сказать, спустилась с деревьев на грешную землю,… где валялось множество подгнивших плодов. Так что мутация, позволяющая усваивать этанол, оказалась как нельзя кстати… И лишь через миллионы лет, когда появились напитки с высоким содержанием алкоголя, способность гоминид усваивать этанол нам «аукнулась».

Сторонники модной сейчас палеодиеты призывают питаться продуктами, подходящими человеку «на генетическом уровне»: дабы жить долго и счастливо, рацион должен быть «естественным», как у древних… Что ж, мой обзор к вашим услугам. Выбирайте, что естественно для вас.

Приятного аппетита!

1. Добровольская М. В. 2005. Человек и его пища. М. Научный Мир, 367 с.
  2. Добровольская М. В. Традиции питания палеолитического населения Европы: неандертальцы и представители анатомически современного человека http://antropogenez.ru/article/82/
  3. Соколов А. Б. Рацион ранних гоминид: 2 глобальных сдвига http://antropogenez.ru/single-news/article/316/
  4. Соколов А. Б. Что же всё-таки ели наши далёкие предки? http://antropogenez.ru/single-news/article/138/
  5. Боринская С. А. Гены и традиции питания // Этнографическое обозрение (2009) № 3, 117-137.
  6. Balter Vincent et al. Evidence for dietary change but not landscape use in South African early hominins. Nature, published online 08 August 2012 http://www.nature.com.sci-hub.org/nature/journal/vaop/ncurrent/full/nature11349.html
  7. Bunn Henry, Travis Pickering, Manuel Domínguez-Rodrigo. Bovid mortality profiles and early hominin meat-foraging capabilities at Olduvai Gorge, Tanzania // Abstracts European Society for the study of Human Evolution. Bordeaux, September 2012.
  8. Carrigana Matthew A. et al. Hominids adapted to metabolize ethanol long before human-directed fermentation // PNAS December 1, 2014 http://www.pnas.org/content/early/2014/11/26/1404167111