«Мозг. Вторая Вселенная». Интервью с автором фильма

+7 926 604 54 63 address
 Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Юлия Киселёва — режиссёр-документалист, автор научно-популярного фильма «Мозг. Вторая Вселенная» — о тайнах человеческого мозга. Мы узнали у Юлии, как она работала над фильмом, что она планирует делать в научпоп-жанре дальше и кто сегодня смотрит научно-популярную документалистику.

XX2 ВЕК. Юлия, почему научно-популярная документалистика? Это исключительно личный интерес, или вы видите социальное значение такого кино?

Ю. Киселёва. В последнее время меня часто спрашивают: «Почему вы снимаете научно-популярное кино?», — хотя я сняла всего один фильм на научную тему, и сейчас работаю над вторым. До этого я снимала про шахтёров, волейболистов, дома престарелых, врачей скорой помощи, фермеров, космонавтов и политиков — фильмы на самые разные темы. Чаще всего это была социальная проблематика, и за десять лет я от неё немного устала. Научпоп мне всегда был интересен, просто я не знала, как к нему подступиться. Научно-популярное кино сложнее и требует во много раз больший бюджет. Здесь мне приходится, помимо авторской и режиссёрской работы, выполнять ещё административные и продюсерские функции. Думаю, лет шесть назад я бы такой проект не осилила. Сейчас больше опыта.

XX2 ВЕК. Оказался ли ваш первый фильм в этом формате настолько интересным зрителям, как вы ожидали?

Ю. К. Мы не ожидали такого внимания. Вернее, так: было настолько непросто этот фильм выпустить, что я даже не думала о том, что будет с ним дальше. Пределом мечтаний было завершить его уже хоть в каком-нибудь более или менее приличном виде. Это было связано, прежде всего, с бюджетом — у нас не было возможностей воплотить то, что мы хотели, мы постоянно шли на компромиссы, поэтому многого от фильма я не ждала. И удивилась, когда нам предложили показать его на открытии фестиваля «Мир знаний» и взяли в спецпрограмму фестиваля кино о науке и технологиях «360». Разница в показах была всего два дня. Мы с коллегой приехали на фестиваль в Питер, никому об этом не говоря, вообще молчали о том, что собираемся показывать фильм, а там — на открытии — полный зал, люди вдоль стен стоят! Я думаю: «Ну всё, сейчас как начнут уходить». Кто будет смотреть кино про мозг на 86 минут? Но никто не ушёл, даже те, кому пришлось смотреть стоя. А на показы на фестивале «360» продавались билеты, и они были раскуплены моментально. После этого мы решили выпустить фильм в прокат. Это было спонтанное и даже немного авантюрное решение — у нас не было ни пиарщика, ни рекламного бюджета. Мы просто находили кинотеатры в разных городах и писали им про фильм: «Можно ли поставить 2—3 сеанса?». И нам практически никто не отказывал.

Реакция зрителей позитивная: у нас уже два приза зрительских симпатий — с кинофестивалей «Предчувствие» и «Человек, познающий мир». В Екатеринбурге после успешной премьеры фильм шёл в прокате каждый день в течение месяца. Дольше всего фильм идёт в Центре документального кино в Москве — уже 14 месяцев, 1—3 сеанса в месяц (поначалу было даже больше). В целом, за год фильм съездил на 12 кинофестивалей, мы показали его в 47 городах — в кинотеатрах, а также в киноклубах и вузах, общие сборы в кинотеатрах — более миллиона рублей, что очень хорошо для «самокатного» документального кино.

Но нам ещё было важно, как примут фильм в научной среде. Сейчас выпускается столько псевдонаучных программ! Когда мы снимали, нас часто принимали за журналистов, многие просто отказывали в съёмках. Но когда наши герои, учёные, посмотрели кино, то сказали, что готовы помочь со следующим фильмом — и это очень ценно.

XX2 ВЕК. Кто сегодня в России, по вашим наблюдениям, основная аудитория научпоп-кино?

Ю. К. На наш фильм ходят и дети (мы рекомендуем не младше 7 лет), и пожилые люди. Аудитория зависит от места, где показ проводится. Я была на 30 встречах со зрителями, и каждый раз это была разная аудитория. Если в кластере «Октава» в Туле это молодёжь, то в киноклубе библиотеки им. Герцена в Кирове — люди старшего возраста. Благодаря фестивалю ФАНК фильм увидели студенты четырёх десятков вузов по всей стране, были запросы из школ и колледжей. Так что это кино для широкого зрителя.

XX2 ВЕК. Сложно ли снимать кино на научную тему без специального образования?

Ю. К. Документальное кино вообще снимать непросто. Любой фильм требует погружения в тему. И замечательно, что мы можем себе это позволить: у кино больше срок производства, чем у телепрограммы, например. До того, как приступить к съёмкам, я три месяца просто читала книги, статьи, слушала лекции, изучала материал и выбирала героев. Может быть, мне ещё помогло то, что в детстве я думала пойти по стопам родителей (они врачи) и всегда любила биологию и медицину. У нас дома был большой шкаф с профессиональной литературой, возле которого я провела не один час, листая книги, изучая анатомию человека и т. д.

XX2 ВЕК. Какой факт о мозге, который вы узнали во время подготовки фильма, вас лично больше всего впечатлил?

Ю. К. Было очень интересно узнать про прозопагнозию — болезнь, при которой человек не распознает лица, только лица, а всё остальное видит как другие люди.

XX2 ВЕК. Вы сотрудничаете с ФАНКом — Фестивалем актуального научного кино, ваш фильм показывался на Днях научного кино. Что вы как документалист думаете о таком формате «фестиваль своими руками»? (В рамках Дней научного кино студенты сами организовывают показы фильмов, которые им бесплатно предоставляет ФАНК).

Ю. К. Это просто замечательный формат. Благодаря фестивалю фильм увидели на Сахалине и в Калининграде, во Владивостоке и Шимановске — сама я бы туда не добралась. В Москве я была на двух показах в рамках этого фестиваля — в НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, и там были одни из самых интересных дискуссий со зрителями.

У нас была забавная ситуация. Так совпало, что в Москве шли показы в рамках ФАНКа, а мы решили поставить сеансы ещё и в Центре документального кино. Для показа в ЦДК я создала мероприятие в «Фейсбуке» и наблюдала там, как организаторы параллельного показа, в одном из вузов, агитируют зрителей идти не в кинотеатр, а к ним в вуз. Но, думаю, мы ничего не потеряли. Наоборот — кино должно жить, его должны смотреть.

XX2 ВЕК. Можно ли будет увидеть фильм в кинотеатрах или онлайн в ближайшее время?

Ю. К. 26 января 2019 г. будет показ в Москве, в Центре документального кино. А ещё фильм можно посмотреть онлайн.

XX2 ВЕК. Сейчас вы снимаете продолжение «Второй вселенной» — фильм «Мозг. Эволюция», который выйдет в 2020 году. Как вы развиваете тему в новом фильме?

Ю. К. «Мозг. Эволюция» — про то, что человек взял эволюцию в свои руки и…. С одной стороны, про технологии и научные достижения, которые меняют нас, меняют среду вокруг и наши представления о самих себе, с другой — об эволюционных факторах, которые мы не осознаем, но которые влияют на наше поведение, наши решения, наш выбор. Снова снимаем технологии, снимаем интервью с учёными и разговоры учёных между собой, снимаем эксперименты, в том числе психологические, потому что для кино они наиболее зрелищные, и в этот раз ещё снимаем обезьян.

В новом фильме будет чуть больше философии. Например, мы попросили Вадима Никулина, ведущего научного сотрудника Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ, провести для нас эксперимент Либета. Американский психолог Бенджамин Либет в 1983 году опубликовал результаты своих экспериментов, после которых многие учёные стали говорить, что теперь есть научное доказательство тому, что человек не обладает свободой воли. Об этом до сих пор спорят. Меня это заинтересовало — даже не столько сам эксперимент, сколько дискуссии вокруг него, и значительный эпизод мы решили посвятить теме свободы воли. Главный вопрос фильма: кто управляет моей жизнью?

Удивляют скорости, с которыми развиваются технологии. Когда мы снимали прошлый фильм, в 2016 году, профессор МГУ Александр Яковлевич Каплан рассказывал нам о разработках технологии, которая позволит парализованным пациентам наладить связь с внешним миром. А в октябре 2018 года эту технологию («Нейрочат») мы уже снимали в Самаре на «Нейротлоне» — соревнованиях людей, использующих ассистивные технологии. Ещё мы снимаем разработку двунаправленного интерфейса в Центре биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ. Так что новый фильм расскажет ещё и о том, что случилось за три года после выхода «Мозг. Вторая Вселенная».

.
Комментарии