Почему мы вымрем? Часть II. Природные бедствия

Страшный суд. Византийская фреска, XVI век
Страшный суд. Византийская фреска, XVI век.

Людям нравится думать, что они способны контролировать всё. Однако стоит бегло ознакомиться со списком глобальных угроз — и становится понятно, до какой степени это не так. Наша цивилизация, наш вид могут прекратить существование буквально сейчас, вскоре после того, как вы прочтёте эту статью. Мы уже писали о том, как человечество может самоликвидироваться, теперь рассмотрим другой привлекательный сценарий: нас порешит Мать-природа.

Извержение супервулкана

С чего вдруг?

Взрыв мощностью в несколько десятков тысяч атомных бомб выбрасывает мегатонны пыли и газа, тысячи километров вокруг покрывает раскалённая лава, начинаются землетрясения и цунами, в атмосфере повисает пепел, температура падает и наступает вулканическая зима — вот так извергаются супервулканы. Катастрофы подобного масштаба на Земле уже случались: по одной из теорий, именно извержение Тоба в Индонезии подкосило человеческую популяцию и вызвало эффект «бутылочного горлышка». Сейчас на Земле только известных супервулканов около двадцати. Один из самых опасных — Йеллоустон в Америке. Он извергается примерно каждые 600 000 лет, а с момента последней катастрофы прошло уже 640 000 лет. Йеллоустон не похож на вулканы, какими их рисуют на картинках, у него вообще нет кратера. Зато есть кальдера — огромная, размером с три Нью-Йорка, котловина, где под необычайно тонкой корочкой земной коры бурлит магма. Если супервулкан рванёт, больше всего достанется местной флоре и фауне, но пылевые облака и похолодание вызовут неурожаи и голод по всей планете. Если человечество после такого фейерверка и не вымрет, его численность порядком сократится.

А что с этим можно сделать?

Остановить или предотвратить извержение невозможно, разве что удастся предугадать его и эвакуировать людей. Но Йеллоустон вряд ли «рванёт» в ближайшем будущем. Учёные подсчитали вероятность этого события — 0,00014%, обнадёживающая цифра. Правда, на Земле и без него больше десятка супервулканов.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи, 1830—1833
Карл Брюллов. Последний день Помпеи, 1830—1833.

Пандемия смертельного заболевания

С чего вдруг?

Начнём с экскурса в историю: первая зарегистрированная мировая эпидемия называлась «юстиниановой чумой» и убила от 25 до 100 миллионов человек. Она перекатывалась по планете чуть больше двухсот лет, с 541 по 750 гг. Потом была «чёрная смерть» (1346—1351 гг., 60 миллионов человек) — бубонная чума. В XX веке, после изобретения антибиотиков, человечество победило чуму, сифилис, туберкулёз и множество других смертельных заболеваний. Это хорошая новость. Плохая в том, что появляются болезни устойчивые к противомикробным препаратам. Им нипочём не только антибиотики, но и противовирусные, противогрибковые и противомалярийные лекарства. Новые устойчивые штаммы не получается лечить стандартными методами, поэтому период их распространения увеличивается. Пациенты с тяжёлыми резистентными инфекциями умирают почти в два раза чаще, чем те, кто подаётся стандартному лечению. «Непрошибаемые» бактерии появляются по всему земному шару. В 2012 году туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью болели уже 450 000 человек во всём мире. А в 2013 году от болезней, вызванных устойчивыми к антибиотикам возбудителями, только в США умерли 23 000. При этом принципиально новых противомикробных препаратов не разрабатывали больше двадцати лет (до открытия теиксобактина в 2015 году). Если так будет продолжаться и дальше, человечество фактически останется без лекарств, а пандемии станут даже более масштабными, чем в древности (спасибо высокой плотности населения и удобному транспорту).

А что с этим можно сделать?

К счастью, Всемирная организация здравоохранения разработала для учёных, врачей и обычных людей конкретные рекомендации, которым нужно следовать, чтобы предотвратить (или хотя бы отдалить) апокалипсис. Чаще всего бактерии приспосабливаются к лекарствам из-за нерегулярного приёма препаратов или «самолечения». Поэтому принимать антибиотики можно, только если их назначил врач и лечение нужно всегда доводить до конца. Врачи должны усиливать профилактику заболеваний, а учёные — разрабатывать новые препараты.

Антуан-Жан Гро. Наполеон возле больных чумой в Яффе, 1804
Антуан-Жан Гро. Наполеон возле больных чумой в Яффе, 1804.

Инверсия магнитного поля

С чего вдруг?

За всю историю существования Земли магнитные полюса сотни раз менялись местами — Северный становился Южным и наоборот. Последний такой переворот произошёл примерно 780 000 лет назад, когда никаких Homo Sapiens и в помине не было, поэтому каково это, когда твоя планета начинает вести себя как взбесившийся магнит, рассказать никто не может. Но у исследователей, конечно, есть предположения. Во-первых, они не сомневаются в том, что инверсия полюсов произойдёт снова. Во-вторых, в процессе магнитное поле Земли может ослабнуть и тогда оно перестанет защищать планету от солнечного ветра и гамма-всплесков (это значит, что начнутся проблемы с электроникой, а раковых больных станет больше). В-третьих, в прошлом смены полюсов совпадали по времени с массовым вымиранием видов, мощными вулканическими извержениями и геологическими катастрофами.

А что с этим можно сделать?

Ничего. Совсем ничего. Но без паники! Прямой корреляции между гибелью видов и инверсией полюсов учёные пока не нашли. Иногда «переполюсовка» совпадала с массовым вымиранием, иногда нет. Если верить палеонтологической летописи, во время последней инверсии 780 000 лет назад в жизни растений и животных ничего особенно не изменилось. Смещение полюсов не происходит мгновенно, оно растягивается от ста до десятков тысяч лет, и за это время организмы успевают приспособиться к новым условиям. И хотя в процессе магнитное поле действительно может ослабнуть, оно никогда не исчезало совсем (к тому же, от космической радиации и солнечного ветра нас страхует атмосфера).

Мембергер Каспар старший. Оставленные вне ковчега, 1588
Мембергер Каспар старший. Оставленные вне ковчега, 1588.

Сейсмическая катастрофа

С чего вдруг?

Тектоническая катастрофа — гораздо более вероятное событие, чем падение астероида или ядерная война. Но не менее опасное. Недавний пример — землетрясение в Индийском океане в 2004 году. Тогда подземные толчки вызвали цунами, которое набросилось на Суматру, Шри-Ланку, побережье Индии, Мальдивы, Сомали и погубило около 300 000 человек (только по официальным данным). Целые острова ушли под воду, тектонические плиты сдвинулись на 15 метров, а Земля ускорила вращение (сутки стали короче на две с половиной микросекунды). Ударная волна прошла через всю планету, небольшие колебания зафиксировали даже в США. Это — не самая сильная геологическая катастрофа в истории. Во время более разрушительного Аляскинского землетрясения в 1964 году мгновенно выделилась энергия, равная силе взрыва ста атомных бомб по сто мегатонн. Такие тектонические катастрофы сами по себе не приведут к гибели человечества, но могут вызвать цепную реакцию: цунами, извержения вулканов, оползни, сели, повреждение атомных электростанций и линий электропередач. Пошатни инфраструктуру — и остальное повалится, как карточный домик.

А что с этим можно сделать?

Предотвратить или остановить землетрясения и цунами (пока) невозможно. Всё, что остаётся — уменьшать потери: предсказывать катастрофы заранее, эвакуировать людей, вовремя сносить ветхие здания, возводить сейсмоустойчивое жильё, следить за соблюдением правил строительства и оборудовать предупреждающие системы.