Человеческий глаз оказался способным фиксировать инфракрасное излучение

Адаптер для изучения воздействия инфракрасного света
Группа Владимира Кефалова разработала адаптер, позволяющий анализировать, как клетки сетчатки и молекулы фотохромного вещества реагируют на воздействие инфракрасного излучения.

Научная группа из Университета Вашингтона в Сент-Луисе выяснила, что человеческий глаз способен воспринимать инфракрасное излучение. Ранее считалось, что глаз не может реагировать на излучение, длина волны которого лежит вне пределов видимого диапазона. Но оказалось, что при некоторых условиях инфракрасные лучи можно увидеть.

Для исследования реакции глаз на инфракрасный свет научная группа во главе с Франсом Винбергом (Frans Vinberg) и Владимиром Кефаловым (Vladimir Jivkov Kefalov) создала прибор для анализа реакции сетчатки на инфракрасное излучение. С его помощью учёные выяснили, что глаз видит короткие импульсы инфракрасного лазера, причём, чем короче импульс, тем больше вероятность его заметить. При этом цвет вспышек воспринимался глазом как зелёный.

Объяснение этого эффекта заключается в способности родопсина — светочувствительного пигмента в глазу — улавливать сразу несколько фотонов. Как и в опыте с трёхмерной печатью скульптур из затвердевающего полимера, два низкоэнергетичных фотона могут быть поглощены одновременно, как если бы на их месте был один фотон с удвоенной энергией. Таким образом, при поглощении сразу двух фотонов с длиной волны 1000 нм молекула пигмента реагирует так же, как и при поглощении одного 500-нанометрового фотона, длине волны которого соответствует зелёный цвет.

Спектр света
Видимый свет составляет лишь малую часть спектра электромагнитного излучения.

Практического смысла в открытии учёных из Сент-Луиса немного: условия, при которых человек может фиксировать инфракрасный свет, в обычной жизни практически не встречаются. Однако установка, с помощью которой был обнаружен этот факт, уже предлагается исследовательским и медицинским учреждениям. С его помощью можно не только изучать свойства фоторецепторных клеток, но и исследовать глаз, выявляя нарушения функционирования сетчатки.